Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
поступках; они гордились не самими делами, а похвалами
за рассказ, если он был составлен в правильных, хорошо
согласованных и красивых словах. Ты видел это, Господи,
но молчал, "долготерпеливый и многомилостивый" (Пс.
СИ, 8). Всегда ли будешь молчать? И сейчас ты вызволяешь
из этой бездонной пропасти душу, взыскующую Тебя, ибо
"сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я
буду искать лица Твоего, Господи" (Пс. XXVI, 8). Сколь
далек был от лица Твоего я, омраченный похотью сердца
моего. Ведь уходят от Тебя и возвращаются не перебирая
ногами в пространстве. Разве Твой младший сын искал
лошадь или корабль? Улетел ли он на неведомых крыльях,
или ушел пешком в дальние страны, чтобы там растратить
состояние, которое Ты дал ему перед уходом? А ведь Ты
дал его, любящий Отче, и дал еще, когда тот вернулся к
Тебе нищим. Он жил беспутно, во мраке страстей, а это
и значит — быть далеко от лица Твоего.
Взгляни, Господи, взгляни долготерпиво, как тщательно
выполняют сыны человеческие правила составления букв
и слогов, полученные ими от прежних мастеров красно-
речия, и сколь небрежны они в соблюдении полученных
от Тебя непреложных правил вечного спасения! Ведь если
человек, обучающий ораторскому искусству, произнесет
слово homo без придыхания в первом слоге, то люди
возмутятся больше, чем в том случае, если он, вопреки
заповедям Твоим, возненавидит другого человека. Неужто
же какой-либо враг может быть опаснее, чем сама ненависть
к этому врагу? Губит ли преследование другого больше,
чем губит собственное сердце ненависть к нему? И неужели
знание грамматики глубже запечатлевается в сердце, нежели
сознание того, что ты желаешь ближнему нечто такое,
чего себе не пожелал бы вовек? О, как далек Ты в Своих
безмолвных высотах, Боже, посылающий по законам Своим
карающую слепоту на недозволенные страсти! Когда че-
ловек, стремясь заслужить славу великого оратора, окру-
женный толпою людей с неистовою злобой преследует
своего врага, он не побоится потребовать убрать его из
общества людей, но при этом будет всячески остерегаться
сказать "обчества людев".
486