Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/487"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
будет увлекать нас в огромное и страшное море, переплыть
которое могут разве взошедшие на корабль? Разве не читал
я, влекомый этим потоком, о Юпитере, что и гремел, и
прелюбодействовал? Такое трудно вообразить, а между тем
нас хотят убедить, что было и прелюбодеяние, и гром.
Кто из учителей, гордо завернувшихся в свой плащ,
прислушался бы к словам человека, такоЛ же праха, как
и они, который бы сказал: "Гомер перенес человеческие
пороки на богов. Лучше бы он научил людей божественным
добродетелям"? Впрочем, басни — баснями, но когда
преступным людям приписывают божественные достоин-
ства, то порок перестает считаться пороком, и порочный
выставляет себя подражателем уже не человеческой низости,
а божественной высоты.
И в этот адский поток бросают сынов человеческих,
чтобы они изучали все это, да еще и за плату! Сколь
достойное дело делается публично на форуме пред лицом
законов, назначающих (учителям) сверх платы от учеников
еще и плату от города! Но вот поток, ударяясь о скалы,
звенит: "Тут учатся говорить, приобретают красноречие,
необходимое для убеждения и передачи мыслей". Дейст-
вительно, где бы еще могли мы выучиться таким словам,
как "золотой дождь", "лоно" "обман", если бы Теренций
не изобразил молодого повесу, который, увидев фреску,
решил подражать Юпитеру в своем разврате. Он увидел
на рисунке, как Юпитер некогда обманул Данаю, пролив
на лоно ее золотой дождь. И вот уже наш герой разжигает
свою похоть, как бы получив добро с небес:
Великий бог, небесный храм сотрясший громом!
Ну, как не совершить мне то же, человеку малому*?
Беда не в том, что эти слова легко запоминаются в силу
их мерзкого содержания, а в том, что они позволяют
легче совершать сами мерзости.
* Теренций. Евнух.
484