Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XIII
Но почему я так ненавидел греческий, которому меня
пытались обучать с раннего детства? Этого я понять не
могу. Латынь я любил, хотя и не ту, которой обучают в
начальных школах, а уроки так называемых грамматиков*.
Начальное же обучение чтению, письму и счету тяготило
меня не меньше греческого. Откуда это, как не от греха
и житейской суетности, от плоти и дыхания, "которое
уходит и не возвращается" (Пс. LXXVII, 39). Это начальное
обучение, благодаря которому я обрел возможность читать
и писать, было, конечно же, лучше и надежнее тех уроков,
на которых меня заставляли учить о скитаниях какого-то
Энея, забывая о своих собственных, плакать над Дидоной,
покончившей с собою из-за любви, в то время как сам
я, несчастный, умирал на них для Тебя, Господи, любовь
Моя.
Воистину, жалкое зрелище: оплакивающий Дидону,
умершую от любви к Энею, не оплакивает себя, уми-
рающего из-за отсутствия любви к Тебе, Господи, светоч
сердца моего, хлеб души моей, сила ума моего, лоно
мысли моей. Я не любил Тебя и изменял Тебе, и гул
одобрений сопровождал изменника. Дружба с этим миром
— измена Тебе; ее приветствуют и одобряют, и люди
стыдятся быть не такими, как все. Итак, я не плакал об
этом, а плакал о Дидоне, "угасшей, ушедшей к последним
пределам"**, — я, шедший сам за последними творениями
Твоими, покинувший Тебя прах, идущий к праху. Я
опечалился бы, если бы у меня отняли эту книгу, печа-
лившую меня! И такие-то глупости почитаются более
почетным и высоким образованием, чем обучение чтению
и письму! Господи, да прозвучит сейчас в душе моей
правда Твоя: да не будет! Гораздо выше, конечно, простая
грамота. Я скорее готов позабыть про мытарства Энея,
чем разучиться читать и писать. Над входом в школы
грамматиков свисают завесы, но это не знаки почтенных
* Т. е. уроки литературы — чтение и толкование поэтов и
прозаиков.
** Вергилий. Энеида, кн. VI-ая.
481