Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/483"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
от веры в Христа, в Которого сам он не верил. Благодаря
матери моей отцом моим скорее был Ты, чем он; Ты
возвысил ее над мужем, но Ты же ее и подчинил ему.
Господи, если будет Тебе угодно, ответь, зачем было
отложено крещение мое? Чтобы освободить пути грехов-
ному зуду моему? Почему и доселе приходится мне слы-
шать, как говорят о том или ином грешнике: "Пусть его!
Ведь он еще не крещен"? Ведь если речь идет о здоровье
тела, никто не скажет: "Пусть его продолжают ранить: он
ведь все равно болен". Разве не легче и быстрее выздоровел
бы я, поддерживаемый своими близкими, если бы было
даровано мне крещение Твое, осенившее спасение души
моей? Впрочем, мать моя знала, скольким искушениям
подвергается человек, выходящий из детского возраста, и
предпочитала, чтобы им подвергался прах земной, а не
образ Божий.
Глава XII
В детстве моем, таившем меньше опасностей, нежели
юность, я не любил занятий и не терпел, когда меня к
ним принуждали; меня же к ним принуждали, и это было
благом для меня, но я противился благу; если бы меня
не принуждали, я бы и не учился. Принуждение человека
к чему-либо против его воли — не есть добро, даже если
то, к чему его принуждают — добро. И принуждавшие
меня поступали дурно, хорошим же это стало для меня
по Твоей воле, Боже. Ведь помыслы принуждавших были
направлены на то, чтобы выученное мною я приложил к
обретению нищего богатства и позорной славы. Ты же, у
Которого наши "волосы на голове все сочтены" (Мф. X,
30), использовал заблуждения заставлявших меня учиться
мне во благо, мои же, т. е. лень и нежелание учиться,
— для справедливого наказания, которое заслужил я —
малый отрок и великий грешник. Так благодетельствовал
Ты меня через заблуждавшихся и карал за мои собственные
грехи. Ибо такова воля Твоя: да несет всякая неустроенная
душа наказание в себе же самой.
480