Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ничего истинного, откуда ты получаешь это истиноподоб-
ное? Скажешь, что не мог дать этому другого названия?
В таком случае, нам нечего толковать с тем, кто не может
говорить.
— Ни я, — сказал Алипий, — не боюсь перебежчиков,
ни тем более Карнеад, на которого ты, не знаю, по
юношескому или ребяческому легкомыслию, вздумал бро-
сить скорее злословием, чем стрелою. Ибо в подтверждение
его мнения, доведенного им до всяческой вероятности,
ему вполне было бы достаточно следующего: насколько
мы удалены от познания истины, тому великим доказа-
тельством можешь послужить себе сам же ты, который
одним маленьким возражением так выбит из своего места,
что не знаешь уже куда тебе стать. Но отложим это до
другого времени вместе с тем твоим знанием, которое, по
недавним твоим же словам, впечатлелось в тебе об этом
дереве. Хотя ты и перешел уже на другую сторону, однако
должен внимательно поразмыслить над тем, что я только
что сказал. Как я полагаю, мы не дошли еще до вопроса
о том, может ли быть найдена истина, но над самым
преддверием моей защиты, в котором я видел тебя падшим
и простертым на земле, я нашел нужным надписать лишь
одно: что истиноподобного ли, или вероятного, или на-
зываемого каким-то другим именем, что академики считают
для себя достаточным, искать не следует. Ибо, если ты
кажешься самому себе прекрасным отыскателем истины,
— это меня пока не касается. После, если не отплатишь
за мое покровительство неблагодарностью, может быть,
научишь и меня тому же.
13. Так как Лиценций испугался нападения Алипия, я
сказал:
— Ты, Алипий, высказал все, за исключением лишь
того, как следует рассуждать с такими, которые говорить
не умеют.
На это он:
— Издавна всем известно, и в настоящее время до-
статочно доказывается твоей преподавательской деятель-
ностью, что ты искусен в слове. Поэтому я желал бы,
чтобы ты объяснил прежде, с какою целью ты учинил
45