Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/473"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
ли, Господи, что-либо такое во мне, что могло бы вместить
Тебя? И само ли небо и земля, созданные Тобою, вместе
с которыми Ты создал и меня, — вмещают ли Тебя? Но
если все сущее не было бы сущим без Тебя, то, выходит,
Ты присущ всему сущему и ничто не может быть чуждо
Тебя. А раз и я существую в ряду творений Твоих, то
зачем домогаюсь, чтобы ты взошел в храмину души моей
и водворился в ней, коль скоро я не был бы сущим, не
будь Тебя во мне? Ведь не в аду же я, хотя Ты и там;
"сойду ли в преисподнюю, и там Ты" (Пс. CXXXVIII, 8).
Не было бы меня, Боже, не было бы совсем, если бы
Ты не был во мне; или, точнее, я не был бы, если бы
не был в Тебе, ибо "все из Него, Им и к Нему" (Рим.
XI, 36). Истинно, Господи, так! Куда же я зову Тебя,
когда я сам — в Тебе? Или откуда Ты при идешь ко мне?
И куда деваться мне с неба и земли, чтобы оттуда мог
снизойти ко мне Бог, сказавший: "Не наполняю ли Я
небо и землю" (Иер. XXIII, 24)?
Глава III
Итак, вмещают ли Тебя небо и земля, если Ты на-
полняешь их? Или, наполняя их, остаешься невместимым,
ибо они не всего Тебя вмещают? Но куда изливаешь Ты
то, что остается от Тебя, наполняющего небо и землю?
Или Тебе, содержащему все, нет нужды содержаться в
чем-либо, поскольку то, что Ты наполняешь, Ты и со-
держишь, Сам же не содержишься тем, что наполняешь?
Ведь не сосуды же, наполняемые Тобою, делают Тебя
неизменным и непреложным: сами они разбиваются и
сокрушаются, Ты же Сам в Себе не терпишь от этого
ущерба, ибо нисколько от них не зависишь. И когда
изливаешься на нас свыше, то нас восполняешь, а Сам
не оскудеваешь; не ниспадаешь, а восстанавливаешь; не
расточаешь Себя, а собираешь нас. Но, наполняя Собою
все, всем ли Собою наполняешь? И если твари не могут
вмещать Тебя, Творца всего, целиком, то не вмещают ли
они Тебя по частям? И притом одинаково ли все, или
470