Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/470"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
от нас этого и после смерти. И потом, одно дело —
рабство души, и совсем другое — рабство тела. Люди
праведные и полагающие всю радость свою в одном Боге,
когда Бог благословляется их делами, соуслаждаются теми,
которые эти дела хвалят; но когда хвалят их самих, они
исправляют заблуждающихся, кого только могут, кого же
исправить не могут, тем они не сорадуются и желают
только, чтобы они исправились от этого порока. Если же
добрые ангелы и все святые служители Божий подобны
им, и даже чище и святее их, почему же мы боимся, что
если не будем суеверны, то тем оскорбим кого-либо из
них? Ведь с их помощью мы освобождаемся от всякого
суеверия, стремясь к единому Богу и к Нему одному
привязывая (religantes) наши души, — откуда, думается
мне, происходит и само слово "религия" (religio).
Этого вот единого Бога, это Единое Начало всего и
Премудрость, Которой премудра всякая душа, как бы ни
была она премудра, этот Дар, Которым блаженно все, что
только есть блаженного, я и чту. И всякий ангел, который
любит этого Бога, я уверен, любит также и меня. Всякий
ангел, который считает Его своим благом, помогает в Нем
и мне и не может завидовать и моему в Нем участию.
Пусть же поклонники и почитатели частей мира скажут
мне, кого из добрых ангелов не хотел бы расположить к
себе тот, кто почитает только то одно, что всякий добрый
ангел любит, от познания чего он радуется и стремление
к чему делает его добрым? Напротив, всякий ангел, который
любит только своеволие, не хочет быть подчиненным
истине и, пожелав наслаждаться своим личным благом,
отпал от общего блага и истинного блаженства, которому
в рабство и на мучение преданы все порочные люди, а
из добродетельных никто, разве только для испытания,
для которого наши несчастья составляют радость, а наше
обращение — осуждение, — такой ангел, несомненно, не
достоин почитания.
Итак, пусть же религия связывает нас с одним только
всемогущим Богом, потому что между нашим умом, ко-
торым мы постигаем Отца, и Истиной, т. е. внутренним
Светом, с помощью Которого Мы Его постигаем, не
467