Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
веческую природу, чтобы научить нас, что человек должен
чтить то же, что должно быть чтимо и всей мыслящей
и разумной тварью.
Будем верить, что и самые высшие ангелы и превос-
ходнейшие служители Божий желают, чтобы мы чтили
единого с ними Бога, от созерцания которого они бла-
женны. Ибо и мы блаженны не от созерцания ангелов,
а от созерцания той истины, благодаря которой любим
самих ангелов и сорадуемся с ними. Мы нисколько не
завидуем, что они более нас подготовлены к истине, или
наслаждаются ей без всяких тягостных препятствий; на-
против, еще более любим их, потому что общим Господом
заповедано и нам ожидать того же. Поэтому мы чтим их
с любовью, а не раболепством. Мы не строим им храмов,
потому что они не желают от нас такого почитания, зная,
что и сами мы — храмы всевышнего Бога, когда бываем
добродетельны. Таким образом, правильно пишется, что
ангел воспретил человеку воздавать ему поклонение, подо-
бающее только единому Господу, под властью Которого
сам ангел есть только сослужитель человека.
Между тем, те ангелы, которые склоняют нас служить
им и почитать их, как богов, подобны гордым людям,
желающим, чтобы их, если бы было можно, мы чтили
точно таким же образом. Но таких людей терпеть еще
относительно безопасно, чтить же тех ангелов гораздо
опаснее. Ибо всякое господство людей над людьми про-
должается только до смерти или господствующих, или
находящихся в подчинении; рабства же со стороны гордости
злых ангелов надобно больше бояться по причине самого
времени, — потому что оно имеет место и после смерти.
Притом, всякий знает, что господство человека оставляет
подчиненному возможность свободы в области умственной:
между тем, тех властителей мы страшимся, как властителей
над самим нашим умом, который представляет собой
единственное око для созерцания и восприятия истины.
Поэтому, если мы, в целях нашего обуздания, подчинены
всякой власти, которая дается людям для управления
государством, кесарю кесарево и Божие Богу (Мф. XXII,
21), то не должны бояться, чтобы кто-нибудь потребовал
466