Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Пусть не будет для нас религией почитание демонов,
потому что всякое суеверие служит для них почестью и
победой, тогда как для людей — великим наказанием и
опаснейшим бесчестьем.
Пусть не будет для нас религией почитание земли и
воды, потому что воздух чище и светлее их, и служит
источником теплоты; однако и его мы не должны почитать.
Пусть не будет для нас религией почитание эфирных
и небесных тел, которые, хотя и превосходят все другие
тела, однако какое бы то ни было живое существо лучше
по сравнению с ними. Поэтому, если они тела одушев-
ленные, то всякая какая бы то ни была душа сама по
себе лучше, чем какое угодно одушевленное тело; и все
же никто не согласился бы считать порочную душу до-
стойной почитания.
Пусть не будет для нас религией почитание той жизни,
которой, как утверждают, живут деревья, потому что в
ней нет никакого чувства; к тому же роду относится и
та жизнь, которой производится частичность нашего тела,
живут наши волосы и кости, не имеющие ощущения;
лучше этой жизни жизнь, одаренная чувством, однако мы
никоим образом не должны чтить и жизнь животных.
Пусть не будет нашей религией даже и самая совер-
шенная и самая мудрая разумная душа, которая или
поставлена на служение вселенной, или ее отдельным
частям, или же ожидает перемены и видоизменения своей
участи в лучших людях; потому что всякая разумная жизнь,
если она совершенная, покоряется неизменной истине, без
слов говорящей с ней внутренне, а не делается порочной.
Отсюда, она возвышается не сама по себе, а благодаря
той истине, которой охотно покоряется. Отсюда, что чтит
высший ангел, то должен чтить и низший человек, потому
что и сама природа человеческая стала низшей вследствие
непочтения к тому. Ибо мудрый ангел и человек, правдивый
ангел и человек происходят не от различного начала, а
от единой неизменной мудрости и истины. Временным
домостроительством нашего спасения устроено так, что
сама неизменная, единосущная и совечная Отцу Божья
Сила и Божья Премудрость благоволила воспринять чело-
465