Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/466"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
спят и своей мыслью останавливаются только на собст-
венных призраках, которые создает подобная жизнь, и,
выходя из их лживости, строят суеверные и нечестивые
правила, которыми обманывают самих себя и к которым
привязаны, хотя бы даже и старались воздерживаться от
соблазнов плоти. Так как они дурно пользовались вверен-
ным им талантом, т. е. остротой разума, которой так или
иначе одарены все так называемые ученые, или остряки,
или шутники, но держат ее завязанной в платок или
зарытой в землю, т. е. устремляют и привязывают к пустым
предметам или к земным страстям: то у них будут связаны
руки и ноги и они посланы будут во тьму кромешную,
где будет плач и скрежет зубов. И это не потому, чтобы
они любили плач и скрежет зубов (ибо кто же их любит?),
а потому, что то, что они любили, служит началом этого
плача и скрежета зубов и необходимо приводит к ним
своих поклонников. Ибо те, кто больше любят ходить,
чем возвращаться или достигать чего-нибудь, должны быть
посланы в места наиболее отдаленные, потому что они
суть плоть и дух блуждающий, но не возвращающийся.
Напротив, кто хорошо пользуется пятью ли чувствами
тела, чтобы веровать делам Божиим и возвещать о них и
чтобы питаться благостью Божией, или же —деятельностью
и знанием, чтобы ввести мир в свою природу и познать
Бога, тот входит в радость Господа своего. Кроме того,
талант, взятый у того, кто им дурно пользовался, отдается
тому, кто хорошо пользовался пятью талантами (Мф. XXV,
14—30; Лук. XIX, 15—26), не потому, что острота ума
может быть переносима от одного к другому, но дано
таким образом понять, что нерадивые и нечестивые, между
тем от природы остроумные люди могут потерять это
дарование, а прилежные и благочестивые, хотя и более
медлительные разумом, могут его достигнуть. В самом
деле, талант отдан не тому, кто получил два; потому что
кто уже в области действия и знания живет хорошо, тот
имеет и это, а тому, кто получил пять. Ибо тот еще не
имеет достаточной для созерцания вечного остроты ума,
кто верит только в видимое, т. е. временное, а имеет ее
тот, кто прославляет Бога, устроителя всего этого чувст-
463