Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
беспрепятственности действования, — могуществу, которое
находит совершенная душа только покорная Богу и силой
высочайшей любви обращенная к Его царству? К чему
стремится похоть плоти, как не к покою, который имеет
место только там, где нет никакого недостатка и никакого
повреждения? Отсюда, следует бояться преисподней ада,
т. е. тягчайших наказаний после настоящей жизни, когда
не может быть уже никакого напоминания об истине,
потому что там нет никакого размышления. Нет же его
потому, что его не озаряет тот самый истинный свет,
просвещающий всякого человека, грядущего в сей мир.
Поэтому не будем медлить и будем ходить, пока еще есть
день, чтобы не объяла нас тьма. Поспешим освободиться
от второй смерти, в которой нет памятования о Боге, и
от ада, в котором нет исповедующегося Ему.
53. Но жалки те люди, в глазах которых познанное не
имеет цены и которые радуются новизне и охотнее учатся,
чем познают, хотя конечной целью учения служит познание.
А те, для которых не имеет значения ничем не затрудняемая
легкость действования, охотнее вступают в борьбу, чем
побеждают, хотя конечной целью борьбы служит победа.
Наконец те, для которых не имеет цены телесное здоровье,
предпочитают есть, чем быть сытыми, пользоваться дето-
родными членами, чем не испытывать никакого подобного
возбуждения; а находятся даже и такие, которые пред-
почитают спать, чем не спать, хотя конечная цель этих
удовольствий та, чтобы не чувствовать больше голода, не
жаждать, не желать плотского совокупления и не быть в
состоянии телесного утомления.
Поэтому те, кто преследуют эти конечные цели, прежде
всего освобождаются от любопытства, признавая несомнен-
ным то знание, которое заключается внутри их самих, и
наслаждаясь им, насколько это возможно в настоящей
жизни. Затем, оставив упорство, приобретают легкость
действования, зная, что большая и легчайшая победа
состоит в противодействии чьему-либо задору. Наконец,
насколько это возможно в настоящей жизни, они ощущают
и телесный покой, воздерживаясь от того, без чего воз-
можно проводить эту жизнь. Таким образом, они вкушают,
461