Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/46"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Я сделал бы это и сегодня, если бы закат солнца не
заставлял нас возвращаться домой.
На этом и закончилось состязание в тот день.
Состязание третье
11. На другой день, хотя погода была не менее приятная
и тихая, мы долго не могли освободиться от домашних
занятий. Большую часть дня мы провели преимущественно
за корреспонденцией и вышли на луг, когда до вечера
оставалось не более двух часов. Необыкновенная ясность
неба манила нас и очень хотелось успеть погреться хотя
бы в предзакатных лучах. Когда мы подошли к нашему
любимому дереву и остановились, я сказал:
— Так как сегодня уже нет времени приниматься за
вопрос важный, то я желал бы, юноши, чтобы вы на-
помнили мне, как отвечал вчера Алипий на вопрос,
приведший вас в замешательство.
На это Лиценций:
— Это так просто, что припомнить не составляет труда.
Насколько я понял, он посоветовал тебе не спорить о
словах, когда дело очевидно.
— А достаточно ли вы поняли, — говорю я, — что
это значит?
— Мне кажется, — отвечал он, — я понимаю, что
это значит; но пояснить все же прошу тебя. Я часто от
тебя слышал, что ведущим состязание можно продолжать
спор из-за слов, когда для спора о предмете не остается
места. Однако это нуждается в более тонком объяснении,
чем то, которое я могу предложить.
— В таком случае выслушайте, — говорю я, — что
это такое. Академики называют вероятным или истино-
подобным то, что может принудить нас действовать без
Доверия. Говорю "без доверия" в том смысле, что то, что
мы делаем, мы за истину не считаем, однако делаем.
Например, если бы нас кто-нибудь спросил, взойдет ли
после вчерашней светлой и безоблачной ночи ясное солнце,
я думаю, что мы ответили бы, что не знаем, но кажется,
что да. "Таким, — говорят академики, — и нам кажется
43