Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/459"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
и побеждается тот, кто, уступая, достигает того, что охотно
теряет.
48. Итак, кого привлекает свобода, тот пусть стремится
быть свободным от всех преходящих благ, а кого привлекает
желание царствовать, тот пусть остается покорным единому
царю всего, Богу, любя Его паче себя самого: в этом
заключается совершенная праведность, в силу которой
большее мы любим больше, а меньшее — меньше. Мудрую
и совершенную душу пусть любит он такой, какой ее
видит, а глупую пусть любит не потому, что она такова,
а потому, что она может быть совершенной и мудрой;
глупости же и своей собственной не должно любить. Ибо
кто любит свою глупость, тот не возвысится до мудрости;
никто не сделается таким, каким желает быть, если только
не возненавидит себя таким, каким он есть. Но пока
достигнет он мудрости и совершенства, пусть переносит
глупость ближнего с таким же чувством, с каким переносил
бы и свою собственную, если бы был глуп, и пусть любит
мудрость. Отсюда, хотя гордость представляет собой только
тень истинной свободы и истинного царства, Божественное
промышление напоминает нам ею, что порочного мы
имеем в себе и к чему правильно должны мы возвратиться.
49. Далее, все зрелища и всякое любопытство: чего они
ищут, как не удовольствия от рассматривания предметов?
А что же может быть удивительнее и прекраснее истины,
к которой, несомненно, стремится каждый зритель, внима-
тельно наблюдая, чтобы не быть обманутым, и хвастаясь,
если замечает и определяет в зрелище что-нибудь живее
и быстрее других? Наконец, внимательно следит и с
крайней осторожностью наблюдает и за самим фокусником,
который занимается ничем иным, как обманом; и если
обману этому поддаются, то только потому, что не могут
сделать этого сами, поэтому и забавляются искусством
того, кто их обманывает. Ибо если бы и сам он не знал,
или же другие считали его незнающим, что собственно
вводит зрителей в обман, то обманщику никто и не
рукоплескал бы. Если же кто-либо из толпы уличит его,
то считает себя заслуживающим большей, чем тот, похвалы,
и именно за то, что не мог быть обманут. А если уличат
456