Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
узами родства. Но духовные узы для него выше, чем узы
временные и местные, в которых мы рождаемся со своим
телом, и самые высшие — те, которые преимуществуют
уже над всеми. Поэтому он не поражается чьей-нибудь
смертью, ибо тот, кто любит Бога всей душой, знает, что
для него не погибает не гибнущее для Бога. Бог же есть
Господь и живых, и мертвых. Не бывает он и несчастным
чьим-нибудь несчастьем, так как и праведен он не чьей-
либо праведностью. И как никто не может отнять у него
ни праведности, ни Бога, так точно никто не может отнять
у него и блаженства. И если иногда случается, что его
тревожит чья-либо опасность, или ошибка, или скорбь,
он не отказывается приходить с помощью, способствовать
исправлению или утешению, самого себя, впрочем, не
расстраивая. Во всех же своих обязательных трудах он,
благодаря твердому упованию на будущий покой, непоко-
лебим. Ибо что может вредить тому, кто умеет быть в
хороших отношениях даже с врагом? Под защитой и
охраной Того, по заповеди и дару Кого он любит врагов,
вражды он не боится. Такой человек в скорбях не только
не печалится, а даже радуется, "зная, что от скорби
происходит терпение, от терпения опытность, от опытности
надежда, а надежда не посрамит, потому что любовь Божия
излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам"
(Рим. V, 3—5). Кто же может повредить такому человеку?
Кто его покорит? Человек, достигающий при счастливых
обстоятельствах возвышения, тому, что служит к возвы-
шению, учится в несчастьи. Ибо когда преходящие блага
имеются у него в изобилии, он не придает им цены, а
когда их теряет, узнает, привязывали ли они его к себе,
или не привязывали. Весьма часто имея их, мы думаем,
что их не любим, но лишь только они начинают отсут-
ствовать, узнаем, что мы такое. Ибо, что уходит от нас,
не причиняя нам скорби, то и находясь у нас, не
привязывало к себе нашего сердца. Таким образом, по-
видимому побеждает, хотя на самом деле — побеждается
тот, кто возвышаясь достигает того, потеря чего сопряжена
будет для него со скорбью, а побеждает, хотя по-видимому
455