Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/457"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
пении другого, которое доставляло бы ему то, что он
любит, например, когда он находится на пиру, где самому
ему петь непристойно, слушать же другого певца прилично.
Между тем, жить добродетелью всегда прилично. Поэтому
всякий, кто любит добродетель и живет добродетельно, не
только не завидует подражающим ему, но# вполне охотно
и, насколько возможно, вполне дружелюбно дозволяет им
это делать. Но он в них нисколько не нуждается. Ибо
что он в них любит, то вполне и в совершенстве он
имеет в себе самом. Таким образом, когда он любит
ближнего, как самого себя, он не завидует ему, потому
что не завидует и самому себе; отдает ему, что может,
потому что то же делает и для самого себя; не нуждается
в нем, потому что не нуждается и в себе самом, а только
в Боге, прилепляясь к Которому он становится блаженным.
Бога же никто у него не может похитить. Таким образом,
вполне истинно и вполне несомненно непобедим тот
человек, который прилепляется к Богу — не так, чтобы
заслужить от Него какое-нибудь внешнее благо, а как
человек, для которого нет другого блага, как быть в союзе
с Богом.
Пока такой человек находится в настоящей жизни,
другом он пользуется для выражения своего благораспо-
ложения, врагом — для упражнения в терпении, кем
может — для оказания благодеяний, наконец всеми —
для выражения благолепия. И хотя временных благ он не
любит, однако пользуется правильно и ими, и заботится
о людях, смотря по их жребию, если уже не может делать
этого одинаково по отношению ко всем. Поэтому, если
он с большей готовностью вступает в беседу с кем-нибудь
из своих домашних, чем с кем-либо другим, то это не
значит, что он его больше любит, а только то, что питает
к нему больше доверия и оставляет для него более открытой
дверь своего временного жилища. Ибо на людей, предос-
тавленных времени, он смотрит тем лучше, чем меньше
сам привязан ко времени. Отсюда, не будучи в состоянии
быть полезным для всех, которых любит одинаково, он
был бы несправедлив, если бы не предпочитал быть
полезным только для людей, теснее соединенных с ним
454