Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/454"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
бесчестия? Конечно, человек — это мы же сами, однако
хотя он и имеет пороки, сам не есть порок. Кто сомневается
в том, что зависть — ужасный порок, которым необходимо
терзается и порабощается тот, кто в области временных
предметов не хочет быть побежденным? А потому пусть
лучше побеждает нас человек, чем зависть или какой-нибудь
другой порок.
46. Но кто победит свои пороки, того не сможет
победить и человек. Ибо побеждается только тот, у кого
противником отнимается то, что он любит. Следовательно,
кто любит только то, что не может быть отнято, тот
несомненно непобедим и уже не терзается никакой
завистью. Ибо он любит нечто такое, что доставляет людям
тем более радости, чем больше они достигают любви к
нему и обладания им. Именно он любит Бога всем сердцем,
всей душой и всей мыслью; любит и ближнего, как самого
себя. Поэтому он не завидует ближнему, а напротив, еще
и помогает ему, насколько может. Не может он и потерять
своего ближнего, которого любит, как самого себя, так
как и в себе самом он не то любит, что доступно глазу
или каким-либо телесным чувствам. Поэтому он в себе
самом имеет того, кого любит, как самого себя.
Закон же любви состоит в том, чтобы человек желал
ближнему того же самого добра, какого желает и себе
самому, и не желал ему того зла, какого не желает себе:
такое пожелание он должен выражать по отношению ко
всем людям. Ибо никому не следует делать зло: "Любовь
не делает ближнему зла" (Рим. XIII, 10). Будем же, как
заповедано, любить даже и врагов своих, если хотим быть
действительно непобедимыми. Ибо каждый человек непо-
бедим не сам по себе, а благодаря тому неизменному
закону, которому кто служит, тот только и бывает сво-
бодным; в таком случае у него уже не может быть отнято
то, что он любит, а это обстоятельство и делает нас
мужами непобедимыми и совершенными. Ибо, если бы
человек любил человека не как самого себя, а как вьючный
скот, или общественные бани, или разноцветную певчую
птичку, т. е. желая получать от него какое-нибудь временное
удовольствие или выгоду, тогда он необходимо становился
451