Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
повозку, берет в руки вожжи, осторожнее правит сми-
рившимися и укротившимися животными: тогда он почув-
ствует, как хорошо устроена повозка со всеми ее
принадлежностями, которая своим падением и самому ему
причинила ушибы и езду лишила приятной равномерности.
И в теле нашем жадность души, злоупотребившей в раю,
породила слабость употреблением запрещенного плода во-
преки заповеди Врача, которая заключала в себе обетование
всегдашнего здоровья.
Если, таким образом, уже в самой этой слабости
видимой плоти, в которой не может быть блаженной
жизни, заключается для нас побуждение к блаженной
жизни, благодаря красоте, идущей от высшего к самому
низшему, то тем более это побуждение заключается в
стремлении к знатности и превосходству, во всякой гор-
дости и тщетном блеске сего мира. Ибо чего другого хочет
в этом случае человек, как не того, чтобы, если бы было
возможно, безраздельно быть таким, которому бы все было
подчинено, в превратном подражании всемогущему Богу?
А между тем, если бы он, покорившись, подражал Ему
жизнью, согласной с Его заповедями, то имел бы в
подчинении у себя и все прочее и не находился бы в
таком позорном состоянии, в котором, желая повелевать
людьми, он боится и маленького зверька. Ясно, что и
гордость имеет некоторую склонность к единству и все-
могуществу, но только в области временных предметов,
которые все проходят, как тень.
Мы желаем быть непобедимыми, и правильно; такое
желание свойственно природе нашего духа после Бога,
Который создал его по подобию Своему: но в таком случае
природа эта должна была бы соблюдать Его заповеди, при
сохранении которых нас никто бы не победил. В настоящее
же время, когда сама она, внушениям которой мы позорно
последовали, подчинена печальной необходимости повино-
вения, мы удручаемся на земле и с великим стыдом для
себя преодолеваемся со стороны всего, что может нас
смущать и расстраивать. Таким образом, мы не желаем
быть побежденными от людей, а сами не можем победить
собственного гнева. Что может быть позорнее такого
450