Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/451"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
же он не благодаря своей громадности, а нашей не-
значительностью, т. е. незначительностью животных, ко-
торыми он наполнен, и которые, в свою очередь, заключая
возможность бесконечного деления, незначительны не сами
по себе, а по сравнению с другими предметами и преиму-
щественно с самой вселенной? Та же пропорциональность
имеет приложение и к протяжению времен, потому что
всякая продолжительность времени, подобно длине всякой
вещи, имеет свою половину; ибо, как бы ни была она
коротка, она имеет однако и начало, и продолжение, и
конец. Таким образом, она не может не иметь половины,
коль скоро делится, пока доходит до конца. Отсюда, мера
короткого слога — короче меры слога более долгого, час
зимнего дня короче часа дня летнего. Точно также про-
должительность одного часа коротка сравнительно с днем,
дня — с месяцем, месяца — с годом, года — с пятилетием,
пятилетия с еще большими периодами и, наконец, этих
последних — с целым временем, взятым в своей сово-
купности, хотя вся эта многоразличная последовательность
и своего рода постепенность мест или времен считается
прекрасной не вследствие протяжений или продолжитель-
ности, а в силу пропорционального соответствия.
Но сама мера порядка заключается в вечной Истине,
— мера, которая не по массе огромна и по времени
изменчива, а велика превосходящей все пространства силой
и неизменна превышающей все времена вечностью, но
без которой, однако, никакая масса не может быть собрана
воедино, никакое протяжение времени не может быть
удержано от блуждания; без которой ни та, ни другая не
могут быть ничем, ни тело — телом, ни движение —
движением. Она есть первоначально-единое, ни ограничен-
ное, ни безгранично плотное, ни безгранично изменяемое.
Она не имеет одно здесь, а другое там, или одно теперь,
а другое после: потому что безусловно един Отец Истины,
Отец Премудрости Своей, Которая, не будучи ни в чем
с Ним несходной, называется Его образом и подобием,
ибо от Него имеет свое бытие. Отсюда, правильно име-
нуется Она и Сыном, имеющим свое бытие от Него, а
все прочее — уже через Сына. Ибо Он предшествовал
448