Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и одно небольшое семя не заключало бы в себе беско-
нечной, свойственной каждому роду силы. Потому что от
одного семени, сообразно своей природе, могут в течение
веков размножаться или нивы от нив, или леса от лесов,
* или стада — от стад, народы — от народов, так что в
этой бесконечной преемственности не бывает ни одного
листка, ни одного волоска, причина которого бы не
заключалась в одном первом семени.
Затем следует обратить внимание на то, какие разно-
образные и очаровательные звуки разливаются в воздухе
при пении соловья, — звуки, которых душа этой птички
не могла бы издавать с такой свободой, если бы они не
были внушены ей бестелесно жизненным движением. По-
добное можно видеть и в других одушевленных существах,
которые, хотя и не имеют разума, не лишены, однако,
ощущения. Ибо нет ни одного из них, которое бы в звуке
голоса или в другом движении и действии членов не
производило бы чего-нибудь разнообразного и в своем
роде соразмерного, причем не вследствие какого-либо
знания, а благодаря внутренним условиям природы, со-
размеренным в силу неизменного закона чисел.
43. Обратимся к себе самим и опустим то, что имеем
общего с растительным и животным царствами. Ибо и
ласточка вьет гнездо свое единственным способом, да и
всякая порода птиц строит гнездо себе по-особому. Что
же в нас есть такого, при помощи чего мы, с одной
стороны, судим, к каким все они формам стремятся и
насколько их осуществляют, а с другой стороны, и мы
сами, как бы хозяева всех подобных фигур, вымышляем
бесчисленное их множество при постройке зданий и при
других вещественных работах? Что в нас такого, посред-
ством чего мы внутренне познаем, что эти, видимые нами
громады тел велики или малы пропорционально и что
всякое тело, каково бы оно ни было, имеет половину, а
если имеет половину, то имеет и бесчисленное число
частей; что, следовательно, каждое зерно пшена для такой
части, какую занимает наше тело в этом мире, настолько
же велико, насколько для нас велик мир, и что весь этот
мир прекрасен пропорцией фигур, а не величиной; велик
15 Зак. 3644
447