Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
только с самою истиной, то обладание лишь некоторой
ее частью — уже худо, совсем же плохо, когда привязаны
мы к самой ничтожной ее части — к плотским утехам.
Посему следует превозмочь как прелести, так и мерзости
похоти. Так, если мы уже женаты, нужно подчинить себе
жену, чтобы под нашим руководством она стала лучше и
склоняла бы нас не к похоти и страсти, но £ воздержанию.
Последуем за нашим главою — Христом, чтобы и за нами
последовали те, главою кого являемся мы. То же можно
ожидать и от женщин, ибо перед Христом мы не мужчины
и женщины, но братья и сестры. Если же в том отношении,
в котором Бог повелевает нам господствовать, увещевает
и помогает, дабы мы восстановили себя в своем могуществе,
если, говорю, в этом отношении по нерадению или не-
честию человек окажется уже как бы не человеком, а
только мужем, т. е. умом порабощенным, то он, хотя и
будет жалок и мерзок, но в настоящей жизни предназна-
чается, а после нее и поставляется туда, где определяет
ему быть высочайший Управитель и Господь. Таким обра-
зом, для всякой твари существует возможность не быть
оскверненной никакой гнусностью.
42. Будем же ходить, пока еще есть день, т. е. пока
можем пользоваться разумом, чтобы, обратившись к Богу,
мы были просвещены Словом Его, которое есть свет
истинный, дабы не быть объятыми тьмой. Ибо присутствие
света, который просвещает всякого человека, грядущего в
мир (Иоан. 1, 9), есть день. Человека, говорит Иоанн,
потому что человек может пользоваться разумом и точки
опоры, чтобы подняться, может искать там же, где и упал.
Таким образом, если мы любим плотские удовольствия,
то и должны на них сосредоточить свое внимание, и если
в них откроем следы некоторых чисел, то спросим себя,
где существуют они, не имея протяжения (sine tumore).
И если такие числа даны в том жизненном движении,
которое совершается в семенах, то там им следует удивлять-
ся более, чем в теле. Ибо, если бы числа семян имели
протяжение, как и сами семена, то от половины зерна
смоковницы выростала бы половина дерева, и от неполных
семян животных рождались бы и неполные животные; да
446