Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/447"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
примешивая к ней страдания, болезни, искривления членов,
темноту цвета, раздоры и несогласия духа, дабы осознав
это, мы устремлялись на поиски чего-то неизменного.
Этот процесс ускоряется низшими служителями, которым
совершать подобные действия доставляет удовольствие и
которых Божественное писание называет гонителями или
ангелами гнева, хотя сами они и не подозревают о творимом
через них добре. Им подобны те люди, которые радуются
чужим несчастьям и из заблуждений и страданий других
устраивают себе увеселительные зрелища. Однако, несмотря
на это, во всех подобных обстоятельствах добродетельные
люди вразумляются, подвизаются, побеждают и царствуют,
а злые — обманываются, мучатся, осуждаются и впадают
в рабство, причем в рабство не к Господу, а самым
низшим служителям, т. е. тем самым ангелам, кои тешатся
скорбями и несчастьями осужденных и, вследствие своего
зложелательства, терзаются свободой добродетельных.
Таким образом, все вольно или невольно служат красоте
целого, поэтому то, что ужасает нас в своих частных
проявлениях, может радовать в целом. Ведь нельзя судить
о здании, увидев лишь один его угол, о человеке —
только по его волосам, об искусстве оратора — по одному
движению его рук и т. д. Все это, если хотим составить
себе правильное суждение, мы должны рассматривать в
целом. Верное же суждение — вещь прекрасная: оно стоит
как бы над миром и мы, если судим верно, уже не
привязываемся к какой-либо его части. Напротив, заблуж-
дение, привязывая нас к одной какой-нибудь части мира,
само по себе безобразно. Но как темный цвет на хорошей
картине в связи с целым прекрасен, так и неизменный
Божественный промысел нашей, исполненной борьбы и
подвигов жизнью, в целом управляется прекрасно, воздавая
одно — побежденным, другое — борющимся, третье —
победителям, четвертое — зрителям, пятое — достигшим
покоя и созерцающим Бога, так как во всех них нет
иного зла, кроме греха и наказания за грех, т. е. добро-
вольного уклонения от высшей сущности и невольного
страдания в низшей, что иначе можно назвать свободой
правды и рабством греха.
444