Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/446"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
транством и временем и свободный от всякого призрака
этих условий. Ибо разве истина может с какой-нибудь
стороны повреждаться, хотя бы у плотских и низших
людей пропадало или ветшало всякое мышление? Мыш-
ление не создает истины, а находит ее готовой. Отсюда:
прежде, чем ее находят, она пребывает в самой себе, а
когда ее находят, она служит к нашему обновлению.
40. Таким образом, внутренний человек возрождается,
а внешний изо дня в день тлеет (2 Кор. IV, 16). Но
внутренний постоянно оглядывается на внешнего и,
сравнивая с собой, находит его безобразным, хотя в своем
роде и прекрасным, любящим стройность тел и, однако
же, разрушающим то, что обращает себе во благо, т. е.
плоть животных, употребляемую им в пищу. Впрочем, то,
что им повреждается, т. е. теряет свою форму, служит
образованию частей его тела и, таким образом, обретает
новую форму, причем жизненные силы отбирают только
годное для строения тела, все же прочее отбрасывается.
Одно возвращается земле, где может участвовать в вос-
приятии других форм, другое удаляется в виде газов, третье
же, воспринимая в себя как бы сокровенные части всего
животного в целом, дает начало новому потомству. Попав
в утробу матери, оно со временем организуется простран-
ственно и, достигнув определенного развития, рождается
в виде тела, которое родители называют прекрасным и
любят самой пылкой любовью; впрочем, нам нравится в
нем не столько движущаяся форма, сколько сама жизнь.
Ибо если подобное одушевленное существо нас любит,
мы привязываемся к нему сильней, если же оно нас
ненавидит, мы раздражаемся и не можем его выносить,
хотя бы для наслаждающегося им оно воплощало бы в
себе саму форму. Таково царство удовольствия и такова
низшая красота, — низшая потому, что она подвержена
порче: если бы она не была такой, она считалась бы
высшей.
Но Божественный промысел представляет ее нам именно
такой, хотя, впрочем, не злою, по причине столь очевидных
следов изначальных совершенств, в которых неисчислима
Божественная премудрость, но только низшей и последней,
443