Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
свою природу изменчивой — стань выше самого себя.
Но, становясь выше себя самого, помни, что размышля-
ющая душа выше и тебя. Поэтому, стремись туда, откуда
возжигается самый свет разума. Ибо к чему иному приходит
всякий добрый мыслитель, как не к истине, так как истина
не к себе же самой приходит путем мышления, а сама
есть то, чего мыслители ищут. Также ищи и того согласия,
выше которого мыслитель не может быть, а сам, напротив,
сообразуется с ним. Сознайся, что ты не то, что оно;
если же оно не само себя ищет, а ты, ища, пришел к
нему, то пришел не пространственным путем, а силой
ума, чтобы внутренний человек сам был согласен с
живущим в нем удовольствием, — удовольствием не
низшим и плотским, а высшим и духовным.
А если ты не понимаешь, что я говорю, или сомне-
ваешься, верно ли все это, обрати внимание на то, не
сомневаешься ли ты в самом этом своем сомнении, и
если верно, что сомневаешься, разбери, отчего оно верно:
в этом случае тебе навстречу идет свет истинный, прос-
вещающий всякого человека, грядущего в сей мир (Иоан.
I, 9). Этот свет невозможно видеть телесными глазами;
нельзя видеть его даже и теми очами, которыми измыш-
ляются вторгающиеся в душу при помощи телесных глаз
призраки, но теми, которыми самим призракам мы говорим:
"Вы не то, чего я ищу, а также не то, на основании
чего я привожу вас в порядок; что представляется мне в
вас безобразным, того я не одобряю, а что прекрасным
— одобряю; но это последнее я одобряю и предпочитаю
не только вам, но и всем телам, из которых я вас черпаю".
Это правило примени таким образом: всякий, кто сознает
себя сомневающимся, сознает нечто истинное, и уверен
в том, что в данном случае сознает: следовательно, уверен
в истинном. Отсюда всякий, кто сомневается в существо-
вании истины, в самом себе имеет нечто истинное, на
основании чего он не должен сомневаться, ибо все истинное
бывает истинным не иначе, как от истины. Итак, тот не
должен сомневаться относительно истины, кто почему бы
то ни было мог сомневаться. В ком видим мы такое
сомнение, там действует свет, не ограничивающийся прос-
442