Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
чтобы не поддаваться даже голоду! Но тот, кто мог не
поддаться похоти плоти, мог, пожалуй, быть уловлен
тщеславным желанием временного господства: поэтому ему
были показаны все царства мира и сказано было: "Все
это дам Тебе, если падши поклонишься мне". На это
ответом было: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему
единому служи" (Мф. IV, 9, 10). Так попрана была
гордость! Между тем, пущена была в ход и последняя
приманка любопытства: ибо броситься с вершины храма
искуситель подстрекал не для чего иного, как для того,
чтобы только сделать какое-нибудь испытание. Но Христос
не был побежден и дал такой ответ, который дает нам
понять, что для познания Бога нет надобности в попытках,
имеющих целью выведать божественное видимым образом;
"Не искушай, — говорит, — Господа Бога твоего" (Мф.
IV, 7). Поэтому тот, кто внутренне питается словом
Божиим, тот не ищет удовольствия в сей пустыне; кто
предан одному только Богу, тот не ищет тщеславия на
горе, т. е. в земном превозношении: кто отдается вечному
зрелищу неизменной Истины, тот не устремляется с
вершины сего тела, т. е. глазами, чтобы познавать и
низшее.
39. Итак, что же есть такого, отчего душа не могла
бы припоминать о первой красоте, которую она покинула,
когда она может припомнить о ней по самим даже порокам
своим? И действительно, Премудрость Божия неизгла-
димо простирается от одного края до другого (Прем. Сол.
VIII, 1). Верховный Художник сочетал и расположил свои
творения в одно прекрасное целое. Его благость, начиная
с высшего и оканчивая низшим, не завидует никакой
красоте, которая и может быть только от одного Него;
так что самой Истиной не отвергается никто, кто сохраняет
в себе хотя бы некоторые следы истины. Разбери, что в
телесном удовольствии служит основанием, и не найдешь
ничего иного, кроме согласия: ибо если противоборству-
ющее нам производит скорбь, то согласное производит
удовольствие. Поэтому старайся познать, что такое высшее
согласие, вне себя не выходи, а сосредоточься в самом
себе, ибо истина живет во внутреннем человеке; найдешь
441