Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и оканчивая самым низшим. Некоторые держатся того,
что вместо высочайшего Бога чтут душу, первую разумную
тварь, которую Отец создал через Истину, для постоянного
созерцания самой Истины, а через Нее — и Себя Самого,
потому что она во всех отношениях совершенно подобна
Ему. Затем переходят к жизни производительной, т. е. к
твари, при посредстве которой вечный и неизменяемый
Бог производит видимые и временные порождения. Отсюда
нисходят до почитания животных, а затем даже и тел,
останавливаясь прежде всего на наиболее красивых, в
числе которых первое место занимают тела небесные. Здесь
прежде всего привлекает к себе внимание солнце, и
некоторые на нем одном и останавливаются. Некоторые
же считают достойным религиозного почтения и блеск
луны, ибо она, как утверждают, ближе к нам, почему и
имеет более похожий на землю вид. Другие присоединяют
еще и прочие светила и все небо со звездами. Третьи к
эфирному небу присовокупляют и воздух, подчиняя этим
двум высшим телесным элементам свою душу. Но между
всеми ними самими религиозными считают себя те, кто
все творение в совокупности, т. е. весь мир со всем, в
нем существующим, и жизнь, одушевляющую и оживля-
ющую его, которую одни считают телесной, а другие —
бестелесной, — все это вместе взятое признают одним
великим Богом, частями которого служат остальные пред-
меты. Они не знают Создателя и Устроителя вселенной.
Поэтому и устремляются к идолам, от творений Божиих
— к делам рук своих, что видим мы еще и доселе.
38. Ибо существует другого рода, гораздо худший и
низший вид почитания идолов, когда чтут свои собственные
призраки и окружают религиозным благоговением все, что
только измышляется духом под влиянием гордости или
надменности, пока не дойдут до мысли, что не следует
чтить решительно ничего и что люди, которые утопают в
суеверии и преданы этому злополучному рабству, заблуж-
даются. Но напрасно они так думают: им не довести
людей до того, чтобы они не были рабами, потому что
у них останутся еще их пороки, к которым они бывают
так привязаны, что считают их заслуживающими почитания.
439