Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
поскольку не может вполне выразить Его, то эта Истина
есть нечто такое, что могло вполне выразить Единое и
быть тем же, что и Оно, — она показывает Его так, как
Оно есть, почему и называется вполне правильно и Словом
Его и Светом Его (Иоан. I, 9). Все остальное может быть
названо подобным этому единому поставку, поскольку
существует, ибо постольку оно и истинно; между тем она
представляет собой само подобие Его, от чего и есть
Истина. Ибо как от истины происходит все истинное, так
от подобия происходит все подобное. Отсюда: как истина
есть образ истинного, так подобие — образ подобного.
Поэтому, так как истинное постольку истинно, поскольку
оно существует, а существует оно постольку, поскольку
подобно Первоединому, то образом всего существующего
служит наивысшее подобие Началу; оно же есть и Истина,
потому что не имеет ничего с Ним несходного.
Отсюда: ложь происходит не от вещей обманчивых,
потому что они ощущающему не представляют ничего,
кроме своего внешнего вида, который получили по степени
своей красоты, а также и не от обманчивых чувств,
которые, будучи возбуждаемы сообразно с природой своего
тела, представляют духу человека, управляющему ими,
только свои возбуждения, но вводят нас в заблуждение
грехи, когда душа ищет истинного, оставив истину в
небрежении. Ибо, возлюбив тварь паче Творца и творчества,
она наказывается таким заблуждением, что в тварях ищет
Творца и творчество, и, не находя Его, думает, что сами
твари и суть Творец и творчество (ибо Бог не только не
подлежит телесным чувствам, но возвышается даже и над
самим умом).
37. Отсюда происходит всякого рода нечестие не только
людей согрешающих, но даже и осужденных за свои грехи.
Ибо вопреки заповеди Божией они хотят не только поз-
навать природу и услаждаться ею больше, чем самим
законом и истиной, — а в этом обнаруживается грех
первого человека, злоупотребившего свободной волей, —
но в самом осуждении присовокупляют еще и то, что не
только любят тварь, но и служат ей паче Творца (Рим.
I, 25) и чтут ее по частям, начиная от самого высшего
438