Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
(Пс. XLV, 11); в покое не бездействия, а в покое мысли,
чтобы она была свободной от условий, места и времени.
Ибо все эти призраки гордости и легкомыслия не позволяют
созерцать постоянное единство. Пространство представляет
предметы для нашей любви, время уносит их и оставляет
толпу призраков, которые возбуждают у нас желание то
одного, то другого. От того дух наш становится неспо-
койным и печальным, напрасно желая удержать то, что
служит предметом его любви. Поэтому он и призывается
к покою, т. е. к тому, чтобы не любил таких предметов,
любовь к которым невозможна без горя. В таком случае
он будет господствовать над ними; не они будут держать
его в своей власти, а он их. "Иго мое, — говорит, —
легко" (Мф. XI, 30). Кто подчинен этому игу, тот имеет
в подчинении все остальное. Он, следовательно, будет уже
свободен от трудов, ибо противостоит тому, что подчинено
ему. Но несчастные друзья мира сего, владыками которого
они были бы, если бы пожелали быть сынами Божьими,
потому что Бог "дал им власть быть чадами Божьими"
(Иоан. I, 12), — друзья, говорю, мира сего настолько
боятся расстаться с объятиями мира, что для них нет
ничего труднее, как не трудиться.
36. Но для кого очевидно то, по крайней мере, что
существует ложь, вследствие которой признается такое,
чего нет, для того понятно и то, что существует истина,
которая показывает такое, что есть. Если же тела обма-
нывают нас постольку, поскольку они не вполне выражают
то единое, подражать чему они стремятся, то все, что
только от этого Начала происходит единого и стремится
к подобию с Ним, — все это мы естественно одобряем;
так как, с другой стороны, естественно не одобряем все,
что только отступает от единства и стремится к несходству
с Ним. Отсюда дается понять, что есть нечто такое, что
тому единственно единому Началу, от которого происходит
все, что только есть единого в таком или ином отношении,
подобно настолько, что вполне выражает его и тождест-
венно Ему: это — Истина, Слово в Начале, Слово —
Бог у Бога. Ибо если ложность происходит от того, что
подражает Единому, но не поскольку Ему подражает, а
437