Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/439"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
призраков! Кто понимал бы, что нет иного для всего
единого начала, кроме Того единого, от Кого происходит
все единое, как вполне его выражающее! Кто понимал
бы, а не в споры вступал и хотел казаться разумеющим
то, чего не разумеет! Кто противостоял бы чувствам плоти
и тем ранам, которым благодаря им он подвергся в душе
своей! Кто противостоял бы привычкам и похвалам
людским, мучился бы угрызениями совести на ложе своем,
обновлял бы дух свой, не любил бы внешней суеты и не
искал лжи (Пс. IV, 3, 4)! Кто, наконец, мог бы сказать
себе: "Если Рим — один, основанный, как говорят, близ
Тибра каким-то Ромулом, значит тот, который я предс-
тавляю себе в воображении — ложен, потому что этот
— не тот самый, и в том я не присутствую даже и духом,
ибо в таком случае я знал бы все, что там происходит.
Если солнце одно, значит то, которое я воображаю, ложно,
потому что то солнце совершает свое движение в опре-
деленных местах и в определенное время, а это я ставлю
где и когда хочу. Сам я, конечно, один, и чувствую, что
тело мое находится в этом именно месте, и однако в
воображении я иду, куда угодно, и говорю, с кем угодно.
Все это ложно, только никто не считает это ложным. Не
считаю это ложным и я, когда созерцаю что-либо подобное,
и верю ему на том основании, что созерцаемое умом
должно быть истинным: но неужели же оно — то, что
обыкновенно называется призраками? Откуда же душа моя
полна мечтаний? Где та истина, что созерцается умом?"
Рассуждающему так можно сказать: "Истинен тот свет,
при помощи которого ты познаешь, что это не истинно.
При его посредстве ты созерцаешь то единое, при помощи
которого все, что видишь, ты считаешь единым, но при
этом все, что видишь изменчивого, не есть само это
единое".
35. Если же умственный взор ваш трепещет перед
созерцанием этого, успокойтесь, не вступайте в борьбу ни
с чем, кроме телесных привычек: одержите над ними
победу, и все тогда будет побеждено. Мы ищем Того
единого, проще Кого нет ничего. Будем же искать его в
простоте сердца. "Остановитесь и познайте, что Я Бог"
436