Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
она судит, но что, с другой стороны, выше ее природы
стоит та, сообразно с которой она судит, судить же о
которой никоим образом не может. В самом деле, я могу
сказать, почему члены каждого тела с обоих сторон должны
быть подобными одни другим: потому что услаждаюсь
высшим равенством, которое созерцаю не телесными гла-
зами, а умом; отсюда все, на что я смотрю глазами, тем,
по моему мнению, лучше, чем ближе по своей природе
оно подходит к тому, что я представляю себе умом. Но
почему эти члены именно таковы, этого никто не может
сказать, и никто серьезно не скажет, что они и должны
быть таковы: как будто они могли бы быть и не таковы!
Даже и того, почему все подобное нам нравится и
почему мы, когда ближе в него всматриваемся, начинаем
сильнее его любить, — даже и этого никто не решится
сказать, если только он рассуждает правильно. Ибо как
мы и все разумные души о низших предметах судим
сообразно с истиной, так точно о нас самих судит сама
единая Истина, когда мы бываем соединены с ней. О
самой же Истине не судит и Отец, потому что Она не
меньше, чем и Он, и притом все о чем Отец судит, Он
судит через Нее. Ибо все, что стремится к единству, в
Ней находит свою норму, или свою форму, или свой
образец, или пусть назовут это каким-нибудь другим
словом; потому что только Она одна представляет собой
полное подобие Того, от Кого получила свое бытие, если
только, впрочем, слово "получила" употребляется сообразно
с тем значением, по которому Она называется Сыном,
так как существует не от себя, а от высшего Первоначала,
называемого Отцом, из него же "всяко отечество на небесах
и на земле именуется" (Ефес. III, 15). Отсюда: "Отец и
не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Иоан. V, 22);
и "духовный судит о всем, а о нем судить никто не
может" (1 Кор. II, 15), т. е. не от человека, а только от
самого того закона, на основании которого он судит обо
всем; ибо весьма верно сказано, что всем нам подобает
явиться пред судом Христовым (2 Кор. V, 10). Отсюда,
он судит обо всем потому, что когда пребывает с Богом,
то пребывает, мысля с чистейшим сердцем и всей любовью
431