Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
что о круглом столе мы судим согласно с этим равенством
и единством, а о круглом сосуде — не согласно с ним,
или о круглом сосуде — согласно, а о круглом динарии
— нет. Точно так же касательно времени и движения
тела странно будет сказать, что о равных годах мы судим
согласно с этим равенством и единстве^, а о равных
месяцах — не согласно. Но если в пределах ли года, или
месяца, или часов, или более коротких моментов времени
что-нибудь стройно движется, мы судим о нем на основании
одного и того же единого и неизменного равенства. Если
же о большем или меньшем пространстве фигур или
движений мы судим на основании одного и того же закона
равенства, или подобия, или сходства, то сам закон больше
всего этого; больше, впрочем, по силе, — по пространству
же и по времени он ни больше, ни меньше: потому что
если бы он был в этом отношении больше, то о меньшем
мы судили бы не по всей его целости, а если бы он был
меньше, то о большем и совсем не судили бы по нему.
Но так как по закону квадратуры в его целостном объеме
мы судим в настоящее время и о квадратной площади, и
о квадратном камне, и о квадратных дощечках и о
драгоценных камнях, точно так же по целому закону
равенства судим о движении ползущего муравья и широко
шагающего слона; кто же усомнится, что этот закон,
превосходя все своей силой, по пространству и времени
ни больше всего, ни меньше? А так как этот закон всех
искусств совершенно неизменен, ум же человека, которому
дано созерцать этот закон, может быть подчинен изменя-
емому закону заблуждения, то отсюда достаточно очевидно,
что выше нашего ума стоит закон, называемый истиной.
31. А отсюда уже несомненно и то, что неизменная
природа, стоящая выше разумной души, есть Бог, и что
первая жизнь и первая сущность находится там, где и
первая мудрость. Эта-то мудрость и есть та неизменная
истина, которая по справедливости называется законом
всех искусств и искусством всемогущего Художника. Итак,
поелику душа сознает, что она о телесном виде и о
движении тел судит не по себе самой, то вместе с тем
она должна признать, что ее природа выше той, о которой
430