Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/432"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
случается и так, что некий предмет, с первого взгляда
нам понравившийся, перестает нам нравиться при срав-
нении с лучшими. Итак, искусство в обыденном значении
есть не что иное, как воспроизведение предметов, взятых
из опыта и нравящихся нам, в соединении с тем или
другим материалом; и если бы ты не обладал этим умением,
то все же мог бы судить, что в такого рода произведениях
наиболее прекрасно, хотя бы сам и не умел создавать
художественные произведения.
Но так как во всех искусствах приятное впечатление
производит на нас гармония, благодаря которой все бывает
целостным и прекрасным, сама же гармония требует равен-
ства и единства, состоящего или в сходстве равных частей,
или в пропорциональности частей неравных, то кто же
найдет в действительных телах полнейшее равенство или
сходство и решится сказать, при внимательном рассмот-
рении, что какое-нибудь тело действительно и безусловно
едино, тогда как все изменяется, переходя или из вида в
вид, или с места на место, и состоит из частей, занимающих
свои определенные места, по которым все оно разделяется
по различным пространствам? Затем, само истинное равен-
ство и подобие, а также само истинное и первое единство
созерцаются не телесными глазами и не каким-либо из
телесных чувств, а только мыслящим умом. Ибо откуда
бы явилось у нас требование какого бы то ни было
равенства в телах, или откуда бы составилось у нас
убеждение, что весьма многое далеко отстоит от совер-
шенного равенства, если бы в нашем уме не было пред-
ставления об этом совершенном равенстве, если только,
впрочем, несотворенное равенство следует называть совер-
шенным?
И так как чувственно прекрасное, — будет ли оно
созданием природы или произведением искусства, — бы-
вает прекрасным в пространстве и во времени, как,
например, тело и его движения, то это, одним только
умом называемое равенство и единство, сообразно с ко-
торым и при посредстве внешнего чувства мы судим о
телесной красоте, ни в пространстве не расширяется, ни
во времени не изменяется. Ибо неправильно будет сказать,
429