Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
обещающего царство небесное. Между тем, временная
жизнь последнего народа начинается с момента пришествия
Господа в уничижении и продолжится до самого дня суда,
когда Он явится во славе своей. После этого дня, с
уничтожением ветхого человека, произойдет та перемена,
которая обещает ангельскую жизнь: ибо все мы восстанем,
но не все изменимся (1 Кор. XV, 51). Народ благочестивый
восстанет для того, чтобы остатки своего ветхого человека
переменить на нового; народ же нечестивый, живший от
начала и до конца ветхим человеком, восстанет для того,
чтобы подвергнуться вторичной смерти. Что же касается
разделения того и другого народа на возрасты, то их
найдут те, которые вникают в историю: такие люди не
устрашатся ни судьбою плевел, ни соломы. Ибо нечестивый
живет для благочестивого и грешник — для праведника,
чтобы через сравнение с нечестивым и грешником человек
благочестивый и праведный мог ревностнее возвышаться,
пока не достигнет конца своего.
28. Между тем, кто бы в течение жизни земного
человека ни достиг просвещения внутреннего человека,
человеческий род, смотря по обстоятельствам, содействовал
ему, доставляя то, чего требовал его возраст, а то, что
доставить было еще неблаговременно, открывая через про-
рочества. Таких патриархов и пророков находят только те,
которые не по-детски, подобно манихеям, набрасываются
на благое и глубоко таинственное в делах божеских и
человеческих, а исследуют благочестиво и со вниманием.
Даже и во времена нового мира, как я вижу, великие и
духовные мужи, питомцы католической церкви, крайне
остерегаются говорить простонародно о том, о чем говорить
с народом, по их представлению, еще неблаговременно;
многим жаждущим, но еще слабым, они щедро и на-
стойчиво предлагают молочную диету, более же сильных
питают твердою пищей. О мудрости они говорят только
среди совершенных, перед плотскими же и душевными
людьми, хотя и новыми, но еще не зрелыми, они кое-что
скрывают, но, впрочем, ни в чем не обманывают. Ибо
они заботятся не о своих пустых почестях и тщетных
самовосхвалениях, а о пользе тех, с которыми удостоились
426