Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
наиболее строгое воспрещение преступлений и связываю-
щее преступников по рукам и ногам наказание рождают
в плотских душах и наиболее бурные проявления страстей,
и вдвое усиливают кару за каждое преступление. Ибо это
значит совершить не просто проступок, не только зло, а
и то, что запрещено. Наконец, после трудов мужеского
возраста наступает пора некоторого покоя старости. Отсюда
и до самой смерти тянется возраст наиболее дряхлый,
наиболее подверженный болезням и слабый. Такова жизнь
человека, живущего по телу и связанного пожеланиями
временных предметов. Такой человек называется ветхим,
внешним и земным, хотя бы он и пользовался, как
выражается толпа, счастьем в благоустроенном государстве,
под властью ли царей, или под охраной законов, или при
всех этих условиях вместе; ибо иначе народ не может
быть благоустроенным, даже и тот, который стремится к
земному, хотя, конечно, сам по себе и он имеет меру
своеобразной красоты.
В состоянии этого человека, которого мы описали как
ветхого, внешнего и земного, в состоянии или умеренном,
или даже превышающем всякую меру рабской праведности,
некоторые люди остаются целую жизнь, от рождения и
до самой смерти. Некоторые же по необходимости начи-
нают свою жизнь с этого состояния, но потом внутренне
возрождаются и остающееся начало своего первичного
состояния сокращают и умерщвляют, укрепляясь духом,
возрастая мудростью и прилепляясь к небесным законам,
пока не достигнут после видимой смерти полного восста-
новления. Такой человек называется новым, духовным и
небесным, имеющим, в свою очередь, некоторые свои
духовные возрасты, соответствующие не количеству лет, а
внутреннему преуспеванию. Первый возраст проводит он
на ниве истории, которая питает его полезными примерами;
второй — время забвения человеческого и стремления к
божественному, когда человек не остается привязанным к
человеческому авторитету, а в начинающейся деятельности
разума опирается на высший и неизменный закон; третий
— состояние уже более уверенное, когда человек силой
разума превосходит плотские желания и внутренне радуется
424