Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/426"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Затем, второе исследование касается того различия в
суждениях, которое возникло среди людей уже относительно
почитания единого Бога. Мы знаем, что наши предки на
той ступени веры, на которой от временного восходят к
вечному, нуждались в видимых чудесах, а иначе они и
не могли действовать. Благодаря им произошло то, что
для нас, потомков, в чудесах нет уже необходимости. Ибо
когда католическая церковь распространилась и основалась
по всему миру, чудесам можно было уже прекратиться,
чтобы дух не стремился постоянно к видимому и чтобы
род человеческий вследствие привычки не охладел к тому,
что прежде своей новизной его воспламеняло; с другой
стороны, для нас уже не остается места сомнению, что
мы должны верить тем, которые хотя и проповедовали о
предметах, доступных немногим, однако могли убедить
народы последовать за собой. А в настоящее время речь
у нас именно о них, кому мы должны верить, прежде
чем каждый из нас бывает способен к достижению разу-
мения предметов божественных и невидимых: ибо ра-
зумению наиболее чистой души, достигшей очевидной
истины, не предшествует уже никакой человеческий
авторитет, к нему не приводит никакая гордость. И если
бы не было гордости, не было бы ни еретиков, ни
раскольников, ни образованных плотью, ни почитателей
твари и кумиров; но с другой стороны, если бы не было
подобных людей прежде обетованного народу совершенства,
то истина исследовалась бы с гораздо большею леностью.
26. Между тем, временное домостроительство и врачеб-
ное действие Божественного промысла по отношению к
тем, кто вследствие греха подверглись смертности, изоб-
ражается в таком порядке. Обратим внимание сначала на
природу и воспитание одного какого-нибудь родившегося
человека. Первый его возраст, детство, проходит в телесном
питании и совершенно забывается у взрослого. За ним
следует отрочество, с которого мы начинаем уже кое-что
помнить. За ним наступает юность, которой природа дает
способность продолжать потомство и делает человека отцом.
Далее идет мужество, способное уже к прохождению общес-
твенных должностей и подчинению законам: в этом возрасте
423