Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/425"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
высшим авторитетом. Но поелику мы являемся в области
временного и любовью к нему удерживаемся от вечного,
то первое место принадлежит некоторому временному
врачеванию, зовущему во спасение людей не знающих, а
верующих, — первое не по природе своей и превосходству,
а по времени. Ибо куда кто падает, там должен искать
и опоры, чтобы встать. Поэтому нужно пользоваться даже
и плотскими формами, в которые мы заключены, для
познания форм, о которых плоть молчит. Плотскими же
я называю те формы, которые мы ощущаем при помощи
плоти, т. е. глаз, ушей и других телесных чувств. Поэтому
дети необходимо привязаны к плотским и телесным фор-
мам, юноши — почти необходимо, человеку же, из этого
возраста вышедшему, они уже не необходимы.
25. Итак, поскольку Божественное провидение промыш-
ляет не только об отдельных людях, как бы частным
образом, но и о всем человеческом роде вообще, то как
проявляется действие его в отдельных людях, об этом
ведают Бог и те, о которых Он промышляет, а как
проявляется промыслительное действие во всем человечес-
ком роде, это угодно было Ему передать через историю
и пророчества. Между тем, свидетельство происшедших
или грядущих событий имеет большее значения для веры,
чем для разума; наше дело — только рассудить, каким
людям или книгам следует больше верить относительно
правильного богопочитания, в чем единственно и заклю-
чается спасение. Прежде всего, исследованию подлежит
вопрос о том, кому следует верить больше: тем ли, которые
приглашают нас к почитанию многих богов, или же тем,
которые призывают к почитанию единого Бога. Но кто
же усомнится в том, что нужно следовать тем, которые
призывают нас к Богу единому, особенно теперь, когда
и почитатели многих богов начинают одинаково с нами
признавать единого Господа и Правителя? Да и числа
начинаются с единицы. Итак, прежде всего должно сле-
довать тем, которые исповедуют, что есть единый, высо-
чайший, единственно истинный и единственно достойный
почитания Бог; от них мы должны отступить только в
том случае, если у них не откроется истина.
422