Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/424"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
для каждой природы становится ее собственная виновность.
Затем, так как душа, благодатью Божией возрожденная и
восстановленная в своей первобытной неповрежденное™
и подчиненная Тому единому, Кто ее создал, по восста-
новлении и тела в его прежней крепости, перестанет быть
во власти мира, а сама начнет обладать миром, то для
нее не будет никакого зла, потому что та самая низшая
красота временных явлений, которая шла вместе с ней,
будет проходить ниже нее и будет тогда, как написано,
"ново небо и земля нова" (Ис. LXV, 17; Апок. XXI, 1)
для душ уже не труждающихся, а царствующих. "Вся ваша
суть, — говорит апостол, — вы же Христовы, Христос
же Божий" (1 Кор. III, 23 ), и "Глава жены — муж, глава
мужа — Христос, глава же Христа — Бог" (1 Кор. XI,
3). Итак, поелику порча души заключается не в природе
ее, а противна ее природе и есть не что иное, как грех
и наказание за грех, то отсюда понятно, что никакая
природа, или, лучше сказать, никакая субстанция или
сущность не есть зло. И если вселенная искажается все-
возможным безобразием, то это происходит отнюдь не от
грехов сущности души и наказаний за них, потому что
разумная сущность, чистая от всякого греха, будучи под-
чинена Богу, господствует над остальными, ей подчинен-
ными; та же, которая согрешила, предназначена туда, где
и следует быть таковым, так что Богом, Творцом и
Промыслителем вселенной устроено все прекрасно. И эта
красота всего сотворенного остается неприкосновенной
благодаря следующим трем средствам: осуждению греш-
ников, воспитанию праведников и совершенству блажен-
ных.
24. По этой причине и самое врачевание души, совер-
шаемое Божественным промыслом и неизреченным мило-
сердием, по своей постепенности и разделенное™ в высшей
степени прекрасно. Оно распадается на авторитет и разум.
Авторитет требует веры и подготавливает человека к разуму.
Разум, в свою очередь, приводит его к пониманию и
знанию. Хотя и разум не оставляет совершенно авторитета,
коль скоро заходит речь о том, чему должно верить; само
собой понятно, что познанная и уясненная истина служит
421