Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/423"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Таким образом, как некоторые извращенные люди любят
больше стих, чем само стихотворное искусство, потому
что послушны более чувству слуха, чем разуму, так же
точно многие любят временное, а не стремятся познать
Божественный промысел, создавший времена и управля-
ющий ими, и в самой любви своей временных предметов
не хотят, чтобы уничтожалось то, что они любят, и в
этом случае являются настолько же глупыми, как если бы
кто-нибудь при чтении прекрасного стихотворения захотел
слушать один и тот же, постоянно повторяющийся слог.
Но таких слушателей стихотворений не существует; между
тем, подобных почитателей телесных предметов полным-
полно: нет человека, который не был бы в состоянии
выслушать не только строфу, но даже целое стихотворение,
тогда как объять мыслью целый ряд веков не в силах ни
один человек. Притом, мы не играем роли в стихотворении,
между тем как в течении веков осуждены быть действу-
ющими лицами. Отсюда стихотворение читается нами с
критическим суждением, века же проходят для нас в труде
и болезнях. А ведь ни одного побежденного не радуют
атлетические игры, и однако же они красивы, хотя и
соединены были для него с позором. Но это только
некоторое подобие истины. Поэтому именно подобные
зрелища и воспрещаются нам, чтобы, обольщаемые тенями
предметов, мы не отдалялись бы от самих предметов,
тенями которых они служат. Итак, устроение вселенной
и управление ею не нравятся только душам нечестивым
и осужденным, но они, даже и при существовании в мире
злополучий, нравятся многим душам или достигшим победы
на земле, или без опасения взирающим на небо: ибо
праведному приятно все справедливое.
23. Отсюда: так как всякая разумная душа или несчастна
вследствие своих грехов, или же блаженна вследствие своих
праведных дел, а всякая неразумная душа или уступает
сильнейшему, или повинуется лучшему, или приравнивается
к равному, или создает соперничающего, или вредит уже
преступному, и так как, наконец, тело служит своей душе
настолько, насколько это допускается ее достоинствами и
строем вещей, то ни в какой природе нет зла, а злом
420