Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/422"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
слово "суетствующих": потому что без суетствующих, ко-
торые к самым последним предметам стремятся как к
самым первым, тело не будет суетой, а верным выражением
своего рода красоты, хотя и последней. В самом деле,
падшего человека посредством плотских органов отделила
от единства Божьего множественность временных образов,
и своим меняющимся разнообразием размножила его страс-
ти: так именно и произошло это тягостное изобилие и
эта, если так можно выразиться, преизобильная бедность,
когда одно сменяет другое и ничего у человека не остается
постоянным. С течением времени от плода пшеницы, вина
и елея своего (Пс. IV, 8,9) он так оразнообразился, что
и не находит уже самосущего, т. е. неизменной и единствен-
ной природы, следуя которой он не заблуждался бы, а
достигнув — не скорбел. Ибо он получит искупление и
тела своего (Рим. VIII, 23), которое уже не будет подвержено
тлению. Ныне же тленное тело отягощает душу, и эта
земная храмина подавляет многозаботливый ум (Прем. IX,
15), так как последняя красота тел разрешается в ряд
преемственных явлений. Она потому и есть красота пос-
ледняя, что не может объять собой всего, а в то время,
как одни явления проходят и сменяются другими, они
объединяют все временные формы в одну красоту.
22. И все это не потому зло, что оно преходяще. Так,
например, в своем роде и стих прекрасен, хотя двух слогов
его зараз никоим образом нельзя выговорить: потому что
второй слог может быть произнесен только тогда, когда
уже произнесен первый; и так по порядку мы доходим
до конца, так что хотя последний слог произносится только
сам по себе, а предыдущие уже не произносятся, однако
форму и размерную красоту стиха он завершает именно
в связи с предыдущими. И, несмотря на это, само стихот-
ворное искусство не настолько подчинено времени, чтобы
красота его унижалась промежутками пауз; напротив, оно
сразу имеет все, из чего составляется стих, тогда как сам
стих не все имеет сразу, а уничтожает предыдущее пос-
ледующим. И однако прекрасен и стих, потому что он
представляет последние следы той красоты, которую пос-
тоянно и неизменно сохраняет само искусство.
419