Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/421"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
в наказание тому, кто ее любит, причиняет ему постоянное
горе и услаждает ложными удовольствиями; потому что
удовольствия эти непостоянны и не дают удовлетворения,
а терзают скорбями. Ибо когда счастливая пора времени
проходит свое определенное течение, вожделенный образ
оставляет того, кто его любит, скрывается, причиняя ему
муки от чувств его и повергает его в такое ослепление,
что он считает этот образ первым, тогда как он образ
самый последний, т. е. образ телесной природы, который
представляла ему услаждающаяся злом плоть посредством
обманчивых чувств; так что мысля о чем-либо, он полагает,
что нечто понимает, тогда как на самом деле тешится
только фантастическими призраками. Если же иногда, не
держась чистого учения о Божественном промышлении,
но полагая, что держится его, он старается противодей-
ствовать плоти, то постоянно вращается в области образов
видимых предметов и напрасно при помощи воображения
представляет себе необъятные пространства света, который
он видит ограниченным известными пределами; этот образ
он переносит и на будущую жизнь, не зная, что в данном
случае им руководит похоть очей и что из мира он хочет
выйти с этим же миром, который он считает не тем же
самым, потому, что при помощи воображения более светлую
часть его расширяет до бесконечности. То же можно
сказать не только относительно света, но и относительно
воды, вина, меда, золота, серебра, даже мяса, крови и
костей того или иного животного и относительно других
подобных предметов. Ибо нет такого тела, которое при
помощи воображения нельзя было бы представить в бес-
численном множестве, хотя бы мы видели его только в
единственном числе, или же расширить до бесконечности,
хотя бы мы знали его лишь в небольшом объеме. Но,
впрочем, гнушаться плоти весьма легко, но мыслить не
по плотски — весьма трудно.
21. Вследствие этой, сопряженной с грехом извращен-
ности души и этого наказания вся телесная природа
сделалась тем, о чем говорится у Соломона: "Суета сует-
ствующих и всяческая суета. Какое изобилие человеку во
всем труде его?" (Еккл. I, 2, 3). Здесь не даром прибавлено
418