Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
— Итак, — говорю, — ты видишь сам, что отсюда
следует.
— Вижу уже давно, но желаю слышать это заключение
от тебя. Поймав в клетку, ты должен и покормить пой-
манного.
— Отчего же и не сделать заключения? Само дело
говорит, что подобным же образом следует смеяться и
над твоими академиками, которые говорят о себе, что они
в жизни следуют истиноподобному, а между тем, что такое
сама истина, — не знают.
8. Тогда Тригеций сказал:
— Мне кажется, что осмотрительность академиков
далеко не похожа на глупость того человека, которого ты
представил. До того, что они называют истиноподобным,
они доходят разумным путем, а этот, нелепый, руковод-
ствуется одной молвою, значение которой ничтожнее всего.
— Да разве он не был бы еще нелепее, — говорю я,
— если бы сказал: "Хотя я и отца его не знаю, и молва
не доходила до меня, что он якобы похож на отца, однако
же он кажется мне похожим".
— Действительно, нелепее, но к чему это?
— А к тому, что таковы же и те, которые говорят:
'Хотя истины мы и не знаем, однако то, что мы видим,
не похоже на то, чего не знаем".
— Они прибавляют при этом слово "вероятно", —
заметил Тригеций.
— Что ты хочешь этим сказать? Не отрицаешь ли, что
они говорили об истиноподобном?
— Я сказал это для того, чтобы устранить представ-
ленное тобою подобие. Ибо мне кажется, что молва втянута
в наш вопрос совсем некстати. Академики не верили и
глазам человеческим, хотя бы у молвы их было не только
тысячи, как представляют поэты, но и с чудовищными
зрачками. Впрочем, какой из меня защитник Академии?
Уж не желаешь ли ты и меня втянуть в этот спор? Есть
же вот у тебя Алипий. Пусть его приход принесет вам
праздник. Полагаю, что ты не напрасно побаиваешься его.
Тут все посмотрели на Алипия. Тот сказал: