Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/418"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
вид есть наименьшее благо. Но всякое благо есть или
Бог, или от Бога; следовательно, и наименьший вид —
от Бога. А что сказано о виде, то можно сказать, без
сомнения, и о форме, ибо не напрасно же восхваляется
как прекраснейшее по виду, так и прекраснейшее по
форме. Итак, то, из чего Бог создал все, не имеет никакого
вида и никакой формы и есть ни что иное, как ничто.
Ибо то, что по сравнению с совершенным называется
бесформенным, если только оно имеет хоть сколько-нибудь
формы, хотя бы самую малость, хотя бы в зачаточном
состоянии, не есть уже ничто; а потому и оно, насколько
существует, существует не иначе, как от Бога.
Поэтому, если даже мир создан из какой-нибудь бес-
форменной материи, то сама эта материя создана совер-
шенно из ничего; ибо и то, что еще не получило формы,
однако так или иначе находится в зачатке, чтобы могло
оформиться, то и оно способным к форме делается по
благости Божьей. "Ибо получить форму — благо"*. Итак,
восприимчивость к форме есть некоторое благо; и потому
Творец всяческих благ, давший форму, сам дал и возмож-
ность существования в форме. Таким образом, все, что
существует, насколько оно существует, и все, что еще не
существует, насколько оно может существовать, форму
имеет от Бога. Иначе говоря, все, получившее форму,
насколько оно получило ее, и все, еще не получившее
формы, насколько оно может ее получить, форму имеет
от Бога. Между тем, всякая вещь обладает неповрежден-
ностью своей природы при условии, что она не повреждена
в своем роде; всякая же неповрежденность происходит от
Того, от Кого происходит и всякое благо; но всякое благо
— от Бога; следовательно, и всякая неповрежденность —
от Бога.
19. Уже отсюда всякий, у кого умственный взор не
закрыт, не омрачен и не расстроен пагубным стремлением
к тщеславной победе, легко поймет, что все, что повреж-
дается и умирает, есть благо; хотя самая порча и самая
смерть — зло. Ибо, если бы что-нибудь не лишалось
* Платон. "Тимей".
И Зак. 3644
415