Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
каких держались и держатся иудеи, тот должен понять,
что сомнительно, чтобы один и тот же справедливейший
государь одно приказывал тем, для которых он считает
полезным более продолжительное рабство, а другое —
тем, которых он удостаивает чести признать своими детьми.
Но если с точки зрения житейских правил возмущаются,
что в ветхом законе заключается меньше?, а в Евангелии
— большее, и потому приходят к мысли, что то и другое
принадлежит не одному и тому же Богу, то человек с
подобными воззрениями может возмущаться и тем, что
один и тот же врач одни лекарства поручает предписывать
своим помощникам, другие же назначает самолично, или
одним больным дает одни, слабодействующие лекарства,
другим же — сильнодействующие и в большем количестве.
Но как врачебное искусство, хотя остается тем же самым
и никоим образом не изменяется, однако изменяет предпи-
сания для больных, потому что изменчиво и само здоровье,
так и Божественный промысел, хотя сам в себе совершенно
неизменен, однако различным образом приходит на помощь
изменчивой твари, и, сообразно с различием немощей, в
разное время одно предписывает, а другое запрещает,
чтобы от порока, служащего источником смерти, и от
самой смерти возвести к своей природе и сущности и в
них утвердить то, что слабеет, т. е. стремится к ничтожеству.
18. Ты можешь спросить: "Почему же оно слабеет?"
Да потому, что изменяемо. "А почему оно изменяемо?"
Потому что несовершенно. "Почему же несовершенно?"
Потому что ниже Того, Кем создано. "Кем же оно создано?"
Тем, Кто выше всего. "Кто же это?" Бог, неизменяемая
Троица, так как Он все это через высочайшую Премудрость
и создал и сохраняет с высочайшим благоволением. "С
какой целью Он все это создал?" Чтобы оно существовало;
ибо каким бы малым ни быть, быть — это уже благо;
потому что быть наивысшим — наивысшее благо. "Из
чего оно Им создано?" Из ничего. Ибо все, что существует,
необходимо существует в каком бы то ни было виде;
следовательно, хотя бы оно было благом наименьшим,
оно все-таки будет благом и будет от Бога, потому что
если наивысший вид есть наивысшее благо, то наименьший
414