Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/416"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
никаким злом, что могло быть вследствие греха или
наказания. В этом заключается естественное* учение, для
христиан менее мыслящих заслуживающее полной веры,
а для мыслящих — очищенное от всякого заблуждения.
17. Сам же способ учения, — способ отчасти ясный
и простой, отчасти же, ради назидания и упражнения
души, состоящий из подобий в изречениях, действиях и
таинствах, — представляет собой не что иное, как закон-
ченное рациональное учение. В самом деле, и изъяснение
таинственного направляется к тому, что высказано совер-
шенно ясно. И если бы существовало только то, что
вполне понятно, в таком случае мы и не искали бы
тщательно истины, и не находили бы ее. С другой стороны,
если бы в изъяснениях были таинства, а в таинствах не
было бы отпечатков истины, в таком случае действие
расходилось бы с познанием.
Но так как благочестие в настоящее время начинается
страхом, а оканчивается любовью, то человечество, свя-
занное во время рабства страхом, обременялось в ветхом
законе многими таинствами. Тогда это было полезно как
средство, возбуждающее желание грядущей благодати
Божией, о которой возвещали пророки. Когда же эта
благодать явилась, то самой Божественной мудростью,
которой мы призваны к свободе, были установлены не-
многие спасительнейшие таинства, которые бы содержали
общество христианского народа, т. е. людей свободных,
под властью единого Бога. Те же многие таинства, которые
были возложены на еврейский народ, т. е. людей, скованных
властью того же единого Бога, были выведены из упот-
ребления и остались предметом веры и истолкования.
Таким образом, теперь они не рабски связывают, но
воспринимаются духом свободно.
Между тем тот, кто отрицает возможность происхож-
дения того и другого заветов от одного Бога на том
основании, что наш народ не держится тех же таинств,
на нравственную, естественную и рациональную. Исходя из этого,
жизнь Иисуса он называет нравственным учением, здесь говорит об
учении естественном, а о рациональном учении речь пойдет ниже.
413