Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/415"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
как говорит Евангелие, в детстве Он был послушен своим
родителям (Лук. II, 51). Ибо по учению Он явился Богом,
а по возрасту — человеком. Равным образом, намереваясь
претворить воду в вино, Он, как Бог, сказал: "Отступи
от меня, женщина: что Мне и тебе? Еще не пришел час
Мой" (Иоан. II, 4). Когда же пришел час, когда надлежало
Ему умереть, Он, увидев с креста матв, как человек,
поручил ее ученику, которого любил больше всех прочих
(Иоан. XIX, 26, 27). Народы пагубно стремились к богат-
ству, этому спутнику удовольствий: Он благоволил быть
бедным. Они жаждали почестей и власти: Он не захотел
быть царем. Они детей плотских считали великим благом:
Он пренебрег супружеством и потомством. Они с крайним
высокомерием гнушались бесчестия: Он перенес всяческие
унижения. Они считали несправедливость нестерпимою,
но что больше той несправедливости, как быть осужденным
праведному и невинному? Они гнушались телесных стра-
даний: Он претерпел биение и был распят. Они боялись
смерти: Он подвергся смерти. Они считали крест позор-
нейшим родом смерти: Он был пригвожден к кресту. Он
и сам не пользовался, и цены никакой не придавал всему
тому, во имя чего мы часто живем неправедно. Он
претерпел все то, что мы всячески стремимся избежать,
часто из-за этого блуждая вдали от истины. Ибо какой
бы то ни было грех мы можем совершить только в том
случае, если или желаем того, чем Он пренебрег, или
избегаем того, что Он претерпел.
Итак, вся жизнь Его на земле была нравственным
учением. Но его воскресение из мертвых достаточно ясно
показало, что ни малейшая часть человеческой природы
не погибает, когда все бывает здоровым через Бога, а
также — каким образом все может служить Творцу своему
то в качестве наказания за грехи, то в качестве избавления
человека, и как легко тело может служить душе, когда
сама душа подчиняется Богу. В этом случае ни одна из
субстанций не только не представляет собой зла, чего ни
в коем случае и быть не может, но даже не возбуждается
* Бл. Августин имеет в виду древнее подразделение философии
412