Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
столь поврежденном теле мы можем стремиться к правед-
ности и, отложив всякую гордость, покоряться единому
истинному Богу, ни в чем не полагаться на самих себя
и на Него одного возлагать свое водительство и свою
защиту. Таким образом, под Его водительством человек
при наличии доброй воли тягостями настоящей жизни
пользуется к приобретению крепости; в обилии удоволь-
ствий и в счастливом сочетании временных благ испытывает
и воспитывает свою воздержанность; в искушениях учится
благоразумию, чтобы не только не впадать в них, но быть
осторожнее и ревностнее в любви к истине, которая одна
только не обманывает.
16. Но хотя Бог, смотря по обстоятельствам, опреде-
ляемым Его дивной мудростью, подает душе всевозможные
средства врачевания, о которых или совсем не следует
рассуждать, или нужно рассуждать с людьми благочес-
тивыми и совершенными, тем не менее ничем не проявил
Он своего промышления о человеческом роде столь бла-
годетельно, как когда сама Премудрость Божия, т. е.
единородный, единосущный и совечный Отцу Сын бла-
говолил воспринять на себя всецело человеческое естество:
"и Слово было плотью" (Иоан. I, 11). Таким образом,
плотским, одаренным телесными чувствами, но не могущим
своим умом созерцать истину людям Он показал, какое
высокое место занимает среди тварей человеческая природа,
явившись людям не только видимым образом (что Он мог
сделать и в каком-нибудь эфирном теле), но и в истинном
человеке: ибо надлежало воспринять то самое естество,
которое нужно было искупить. А чтобы какой-нибудь пол
не счел себя пренебреженным со стороны своего Творца,
Он воспринял мужской пол, а родился от женщины. Он
ни в чем не употреблял насилия, а действовал всегда
увещеванием и убеждением, поскольку с устранением древ-
него рабства теперь наступило время свободы, и человеку
благовременно и спасительно было сообщить, что он
сотворен свободным. Чудесами Он возбудил веру в Бога,
каковым и был, а страданиями — веру в человека, которого
носил в Себе. Так, обращаясь к толпе, Он, как Бог,
отрекся от призывавшей его матери (Мф. XII, 48), однако,
411