Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
она осуждается правосудным законом Божиим. С другой
стороны, если мы творим зло не добровольно, то решитель-
но никто не должен подвергаться ни запретам, ни уве-
щеваниям; а с устранением этого необходимо уничтожается
христианский закон и вся религиозная дисциплина. Итак,
грех совершается добровольно. А так как грех — факт
несомненный, то несомненным, по-моему, нужно считать
и то, что души обладают свободной волей. Ибо лучшими
своими служителями Бог положил считать тех, кто служил
Ему свободно. А этого никак не могло бы быть, если бы
они служили Ему не добровольно, а по необходимости.
Итак, ангелы служат Богу свободно, и это полезно не
Богу, а им самим, потому что Бог не нуждается в благе
другого; Он существует Сам Собой. Таково же и то, что
Им рождено, потому что оно не создано, а рождено; все
же, что создано, нуждается в Его благе, т. е. в благе
высочайшем, или в высочайшей сущности. И хотя теперь
оно ниже, чем каким было, потому что, вследствие греха
души, меньше стремится к Богу, однако не окончательно
разъединено с Ним, поскольку в этом случае было бы
полным ничтожеством. Между тем то, что соприкасается
с душой путем аффектов, то с телом соприкасается прос-
транственно, потому что душа движется волей, а тело —
через пространство. Даже т. н. внушение со стороны
падшего ангела воспринимается человеком добровольно,
ибо если бы он делал это по необходимости, оно не
считалось бы греховным преступлением.
15. А то, что тело человека, которое было до грехопа-
дения в своем роде наилучшим, после греха сделалось
слабым и предоставленным смерти, то это обстоятельство
хотя и служит правосудным наказанием за грех, однако
свидетельствует скорее о милосердии Господа, чем о Его
строгости. Ибо таким образом мы узнаем, что должны
свою любовь обратить от телесных удовольствий к вечной
сущности истины. Именно в этом и состоит красота
правды, соединенной с благостным милосердием, чтобы
мы, обольщенные сладостью низших благ, воспитывались
горечью наказаний. Да и сами наказания наши Божест-
венным промыслом смягчены настолько, что и в настоящем,
410