Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
жало?" (1 Кор. XV, 55). Сущность победит ничтожество,
будет побеждена и смерть.
13. Освященным не будет вредить и злой ангел, так
называемый дьявол, потому что и он, поскольку он ангел,
не зол; а зол он, поскольку извратился по своей воле.
Ибо необходимо допустить, что и ангелы по природе
изменяемы, если один только Бог неизменяем; но благодаря
воле, по которой они любят больше Бога, чем самих себя,
они пребывают твердыми и непоколебимыми в Боге и
наслаждаются Его величием, вполне охотно подчиняясь
только Ему одному. А тот ангел, любя больше себя, чем
Бога, не захотел быть подчиненным Ему, преисполнился
гордостью, отложился от высочайшей сущности и пал;
потому он и стал ниже, чем каким был, что захотел
наслаждаться низшим, а наслаждаться он захотел больше
своим могуществом, чем могуществом Божиим. Ибо, хотя
и не абсолютно, однако он был выше, когда наслаждался
тем, что выше всего, так как выше всего один Бог. Между
тем, все то, что становится ниже, чем каким оно было,
бывает злом не постольку, поскольку существует, а пос-
кольку оно становится ниже. Ибо чем ниже оно становится
в сравнении с тем, каким было, тем больше оно стремится
к смерти. Что же удивительного, если от недостатка
проистекает скудость, а от скудости — зависть, из-за
которой дьявол и стал дьяволом?
14. Но если бы тот недостаток, который называется
грехом, охватывал нас против воли, как лихорадка, то
наказание, постигающее грешника и называемое осуж-
дением, представлялось бы совершенно несправедливым.
Между тем, в настоящее время грех — зло до такой
степени произвольное, что он не был бы и грехом, если
бы не был произвольным; и это настолько очевидно, что
в данном случае не возникает никакого разногласия ни
среди немногочисленных ученых, ни в массе простых
людей. Поэтому нужно или отрицать, что грех вообще
совершается, или же признать, что он совершается добро-
вольно. А между тем, тот не отрицает, что душа грешит,
кто признает, что она исправляется покаянием, что каю-
щейся душе даруется прощение и что коснея во грехах,
409