Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
слаждалась или надеялась наслаждаться? Все это называется
злом, т. е. грех и наказание за грех.
Если же душа в то время, как она проходит настоящее
поприще человеческой жизни, победит те страсти, которые
она воспитала в противность себе, наслаждаясь смертным,
и уверует, что для победы над ними она вспомоществуется
благодатью Божией, служа Богу мыслью if доброй волей,
то несомненно будет восстановлена и обратится от многих
изменчивых благ к единому неизменному, будучи преоб-
разована Мудростью не сотворенной, а сотворившей все,
и будет наслаждаться Богом через Духа Святого, который
есть дар Божий. Таким образом человек становится ду-
ховным, который все судит и сам никем не судится (1
Кор. II, 15), который любит Господа Бога своего всем
сердцем своим, всей душой своей, всей мыслью своей и
ближнего своего любит не плотски, а как самого себя.
Самого же себя тот, кто всем существом своим любит
Бога, любит духовно. В этих двух заповедях — весь закон.
Отсюда уже будет следовать и то, что после телесной
смерти, которую мы несем за первый грех, тело наше в
свое время и своим порядком будет восстановлено в своей
первобытной крепости, которой оно будет обладать не
само по себе, а через душу, укоренившуюся в Боге. В
свою очередь душа укрепляется не сама по себе, а через
Бога, которым она наслаждается; поэтому она и жить
будет полнее, чем тело; ибо тело будет жить через душу,
а душа через неизменную истину, т. е. единородного Сына
Божия; следовательно, и тело будет жить через Сына
Божия, потому что через него живет все. Его даром,
который дается душе, т. е. Духом Святым, не только душа,
которой он сообщается, бывает здорова, мирна и свята,
но животворится и самое тело и будет по природе своей
совершенно чистым. Ибо Он сам сказал: "Очистите внут-
реннее, и внешнее будет чисто'' (Мф. XXIII, 26); и апостол
говорит: "Оживотворите и мертвенные телеса ваши Духом,
живущим в вас" (Рим. VIII, 11). Итак, с уничтожением
греха, уничтожится и наказание за грех: а где же тогда
будет зло? "Где, смерть, твои усилия? Где, смерть, твое
408