Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/410"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
и прекраснейшая из всех форма. Тело имеет некоторый
внешний вид, без которого тело не есть тело. Следова-
тельно, если спрашивают, кто создал тело, пусть ищут
того, Кто прекраснее всех по виду, ибо всякая наружность
от Него. А кто же это, как не Бог, единая истина, единое
спасение всех, первая и наивысшая сущность, от которой
имеет бытие все, что существует, поскольку оно существует;
ибо все, что существует, поскольку оно существует, есть
добро.
По этой причине смерть не от Бога: "Яко не сотвори
Бог смерти, не веселится о погибели живых" (Премуд.
Солом. I, 13); так как высшая сущность — причина того,
что все существующее существует, почему она и называется
сущностью. Смерть заставляет не существовать то, что
умирает, лишь настолько, насколько оно умирает. Ибо
если бы то, что умирает, умирало окончательно, оно,
несомненно, обращалось бы в ничто, но оно умирает
настолько лишь, насколько меньше принимает участия в
сущности; короче можно выразиться так: оно тем больше
умирает, чем меньше существует. Но тело ниже всякой
жизни, потому что каким бы тело ни было по своему
виду, оно бывает таким только благодаря жизни, которой
управляется и всякое отдельное животное, и вся природа
мира. Отсюда тело более подлежит смерти, а потому и
ближе к ничтожеству. Поэтому жизнь, которая, наслаждаясь
телом, стремится к ничтожеству, и есть непотребство.
12. А такова жизнь плотская и земная, почему она и
называется плотью и землей; и доколе она такова, доколе
не освободится от того, что любит, она не получит царства
Божия. Ибо она любит то, что ниже жизни, любит тело.
Она пренебрегает заповедью изрекшего: "Это ешь, а того
ни касайся" (Быт. II, 16, 17). Отсюда она подвергается
наказаниям, потому что возлюбив низшее, она тем самым
предопределяет себя по смерти к неудовлетворению своих
удовольствий и скорбит. Ибо что такое так называемая
телесная скорбь, как не быстрое повреждение того предмета,
который до порчи довела душа тем, что дурно пользовалась
им? А что такое так называемая духовная скорбь, как не
лишение тех преходящих предметов, которыми душа на-
407