Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
конам служащую, тварь. Такова в наше время христианская
религия, в познании и следовании которой заключается
самое надежное и верное спасение.
Защищаться от пустых болтунов и открываться ищущим
она может многоразличными способами, потому что все-
могущий Бог, с одной стороны, Сам непосредственно
указывает то, что истинно, с другой, доброму желанию
созерцать и воспринимать истину вспомоществует через
добрых ангелов и некоторых людей. Но каждый пользуется
тем способом, какой находит пригодным. Со своей стороны,
я решил воспользоваться нижеследующим способом. Что
ты усмотришь там истинного, удержи и припиши католи-
ческой церкви, что — ложного, отбрось и извини мне,
как человеку; что — сомнительного, в то верь, пока разум
не покажет, что оно или должно быть отвергнуто, или
принято за истину, или же должно быть всегда предметом
веры. Итак, устреми, насколько можешь, с тщанием и
благоговением внимание на нижеследующее, ибо таковым
помогает Бог.
11. Нет жизни, которая не была бы от Бога, потому
что Бог — и высочайшая жизнь, и источник жизни, и
нет жизни, которая бы, как жизнь, была злом; злом бывает
жизнь постольку, поскольку она стремится к смерти.
Смертью же жизни бывает только непотребство (nequitia),
которое так названо потому, что есть ничто (ne quidquam
sit); отсюда самые непотребные люди называются людьми
ничтожными. Таким образом, к ничтожеству стремится
жизнь, которая добровольной изменой отступает от Того,
Кто ее создал и сущностью Кого она наслаждалась, жизнь,
которая вопреки закону Божию хочет наслаждаться телом,
над которым ее поставил Бог; именно в этом и заключается
непотребство, а не в том, что самое уже тело есть ничто.
Ибо и тело в своих членах обладает известного рода
согласием, без которого оно совершенно не могло бы
существовать. Следовательно, и тело создано Тем, Кто
есть начало всякого согласия. Тело обладает некоторой
гармонией своей формы, без которой оно было бы реши-
тельно ничто. Следовательно, и тело сотворил Тот, от
Кого проистекает всякая гармония и Кто есть самосущая
406